Православие и современность. Электронная библиотека

Что можно прибавить к этим, благим ведением так явно насыщенным, словам предвестников бушующей вокруг нас, да и в нас самих, нравственной бури, приведшей к гибели исторический строй России, а ныне свой тлетворный дух обращающей против еще свободного мира? К кому обратим мы взоры? Не к тому ли Единому, Кто всесилен разрушить созидаемую антихристову башню?

Покаяние - вот единственно, чего ждет от нас Вседержитель, чтобы в один миг испепелить покрывшую наш несчастный народ, казалось бы, уже непреодолимую кору греховности... А иначе сметет Он всех с лица земли как недостойных помилования, ибо достигших самоубийственного растления - неисправимого.

Пощади, Господи!

Спаси нас - погибаем!

Счастье веры и безумие неверия

Архиеп. Иларион (Троицкий) еще до революции писал, что "греховное человечество люте страждет и зле беснуется, ввергаясь многажды в огонь и в воду... Для русской души нет счастья и радости во грехе; она страдает от греха, потому что стремится к преображению, а грех мешает - не прогрессу, но преображению. Веселые песни земли, восторженные гимны прогрессу не могут заменить для русской души прекрасных звуков небес; знает и понимает она, что небесная песня не слагается из грохота машин и треска орудий и что ноты этой песни не в чертежах и схемах инженеров..." (Бог. Вестн., 1914 г., № 10).

Прошло с тех пор около пятидесяти лет, а остается все то же: "прогресс" все более отчаянно враждует с "преображением". Ад вооружился против Истины и тех, кто еще твердо стоит в Истине. Мы свидетели безумному кощунству, насмешкам и издевательству над явной и светоносной Истиной. Открыто и нагло осмеивается благочестие, вера, честность и как сказки отвергаются слова о гневе Божием и муках. Ненавистники закона не только упорно грешат, но величаются грешностью, показывая бесовское презрение ко всякой добродетели. Так нечестивый утвердился в порочном нраве; окончательно предался планам и целям, и нравам греховным, с враждебным к правде расположением. А между тем, нам, верным, словом Божиим воспрещается даже общение с нечестивыми и грешными, если есть хотение блаженства (1 пс.).

Вот когда обращаться мы должны к богодухновенным писаниям, где имеем мы во всей широте открытую нам волю Божию, познание которой ныне особенно необходимо всякому ищущему истинного блаженства.

"На страницах книг этих (по выражению еп. Феофана Затворника) почивает благочестивый своим сочувствием и услаждением, как на сокровищнице благ несравненных.

Праведный ищет себе утех не в пустой суете мира, но в Слове Божием едином, которое и само по себе благо, и верно ведет к нескончаемым благам в вечности. Оно для него сокровище несравнимое, как страстно любимая невеста, которую одну любят, о ней одной заботятся, хранят, украшают, лелеют".

Если мы любим Бога, ничего для нас не должно быть важнее Слова Его. В этом неописуемое, несравненное счастье наше.

Вот как выразил неземное счастье любви к Богу св. Каллист Катфигиот в своих главах "О Божественном единении": "О Владыко! Весь Ты чудо, мир, упование, любовь, сладость, душевное веселие, упование во всем, воистину свобода от забот и радость, единственная слава, царство, мудрость и сила. Поэтому Ты, несказанный Боже, естественно становишься невыразимо отрешением от всего видимого, упокоением от всего умозримого, и в Тебе обретается дивный покой для созерцающих Тебя, с причастием Святого Духа... Божественное вызывает наиболее сильное влечение, становясь же желаемым, оно очищает; очищая же оно делает боговидными; очищенные обращаются с божественным и с Богом как со своим, в духе и истине... Видишь ли ты чудо единения?.. Душа с любовию привязывается к Богу, и, истаявая, среди блаженства, какое невыносимое томление испытывает она в созерцании божественного Лица и несравненной красоты Его!" (Аскетические творения, 94 стр. Казань, 1898 г.).

Счастье же и радость нечестивых призрачны, исчезновенны. Приходит час - беда нападает - непредвиденно, неумолимо, всеразрушительно и сдувает их, как прах, с земли живых. К чему иному может вести опьянение ядом зла, ослепление безбожием, безумие от страстей и кровожадность, не уступающая лютому зверю? При таких условиях, вообще невозможно существование человечества, почему и говорит Господь: "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мф. 24, 22).