Православие и современность. Электронная библиотека

Константин Леонтьев больше всего нас интересует не как оригинальный и замечательный писатель, с ясным и независимым умом, но как человек духовно одаренный. Бога он искал, молил - и Бог услышал его. "Отец Иероним, великий афонский старец и наставник, - пишет Леонтьев, - как нельзя проще посоветовал мне повторять только каждый день: "Господи, пошли мне веру в загробную жизнь и утверди ее в сердце моем". И послал Бог, и утвердил. А я твердил это чаще сухо, невнимательно, формально (как нынче любят говорить, забывая, что эта форма-то и есть выражение основной идеи - покорности, послушания Церкви и т.п.)". Всем известно, как Леонтьев духовно формировался не только около афонцев, но и около оптинских старцев... Как-то Леонтьев смело высказался: "Открытие самого скромного монастыря полезнее создания двух реальных училищ и одного университета". Афон взывает: "Мы не голодаем, но у нас большая нужда в людях. Мы вымираем, а кому достанется русское достояние, когда не будет у нас заместителей? Нас в скиту св. пророка Илии до I Мировой войны было 180 душ, а теперь осталось только 8 душ 80-тилетних старцев. В скиту св. апостола Андрея - 7 душ. В Свято-Пантелеимоновом монастыре было 1800 душ, а теперь только 40 душ. Постарайтесь прислать нам людей какого бы ни было возраста..." Глас вопиющий... Когда был Царь Православный, монастырей было в России свыше 900, с 86 000 иноков. Сейчас все закрыты - диавол не терпит их. Он свирепствует чрез своих слуг "скотски живущих, полоумных, как бы параличом разбитых", по мысли преп. Никиты Стифата. А по мысли нашего преп. Иосифа Волоцкого: "Если в государстве стоит правитель, не знающий Бога и не признающий Закона Его, то это не правитель, но диавол". "Монашество есть цвет Христианства", - взывал Леонтьев. А ныне на Руси отравляют христиан безбожием, чтобы не только цвета, но самого "древа" Христова не было. Твердо и проницательно учил Леонтьев, что "призвание России исключительно религиозное". А между тем, в лице интеллигенции она так "пошло отбилась от религии и от Церкви, что лишилась ее утешения и ресурсов ее могучего мировоззрения..." "Я признаю за лицами высокой духовной жизни особую благодать Святого Духа, которой у меня нет, при всей моей образованности и опытности. Мы часто воображаем, что действуем по разуму, а потом начинаем понимать, что этим разумом руководило ошибочное пристрастие..." "А все-таки отцы Амвросий и Варнава полезнее меня. Я - млеко, они - твердая пища". Надо скорее доходить до того, чтобы Иоанн Лествичник больше нравился, чем Ф.М. Достоевский..."

Нужны молитвенники, руководимые Иоанном Лествичником, чтобы простоял этот мир еще сколько-нибудь... Леонтьев смиренно склонялся пред Церковью: "Не верю в безошибочность моего ума, не верю в безошибочность и других, самых великих умов, не верю еще тем более в непогрешимость собирательного человека; но верить во что-нибудь всякому нужно, чтобы жить. Буду верить в Евангелие, объясненное Церковью, а не иначе. Боже мой, как хорошо, легко! Как все ясно!.". Отрадно слышать от Леонтьева: "Чтобы быть православным, необходимо Евангелие читать сквозь стекла святоотеческого учения; и иначе из самого Св. Писания можно извлечь и скопничество, и лютеранство, и молоканство, и другие лжеучения". А "нравственность самочинная, как у честных атеистов, ни малейшей цены для загробного спасения не имеет..." "Катехизис самый краткий, сухой и плохо составленный для меня, православного, в миллион раз важнее всей учености Вл. Соловьева и всего его таланта".

Таким "ортодоксальным" и был до конца жизни Леонтьев. Хотя ему и предписывают колебания между эстетикой и религиозным вдохновением, но это естественное состояние всякой борющейся души за свое вечное спасение. О. Климент обличал друга своего, К.Н.: "Если мы в праздности нашей увлекаемся ненужным любопытством, например, начинаем читать вовсе до нас не касающиеся книги, то это ведет непременно к унынию". Что бы ни задумал К.Н., он идет советоваться со старцем и просит его благословения. В этом акте заключен весь секрет быть спокойным и действовать по воле Божией. Летом 1892 года Леонтьев принял тайный постриг с именем Климента - друга своего. Это было за несколько месяцев до его смерти. Монашество было для него очень коротким, но настоящим предсмертным счастьем.

К этому счастью зовут нас "последние могикане" - афонские старцы, постепенно вымирающие. Горько! Удел Божией Матери становится запустелым, лишенный русского монашества. Сам, Господи, позови любимцев Своих из нашей среды на этот ангельский путь! Если сейчас не пойдут, скоро не будет ли поздно? Приближаются дни величайших бед. Слышится шум распада истории. Раскрываются книги. Надвигается неумолимый суд. Однако, все во власти Божией. Спаси нас, Господи!

Не смущайтесь!

Наша сила и призвание - в Православии. При верности ему не погибнет Русь. Не погибнет даже и при тяжкой болезни своей. Ведь она дитя великих слез и молитв. Не погибнет, если вернется к Церкви в своем смиренном послушании. Гордо заявляют мирские исследователи о своем движении вперед, с насмешкой отвергая все остальное. "Да, они не ошиблись, - замечает архиепископ Никанор, - вне их останется действительное; но в этом будущие мыслители увидят возвышеннейшее, животворнейшее сооружение ума, да и не человеческого ума, а Божественного. У себя и около себя, да и в себе самих увидят, с жалостью и отчаянием, мелкоту, упадок и ничтожество - не умственное только, но и всякое ничтожество, втаптывающее в землю все возвышенное и исполненное доблести. Так было в Греции. Так есть и у нас. Это роковой закон прогресса. Бесцельно им повторять призыв Христов... Спасительную животворную Истину Господь утаевает от премудрых и разумных, а открывает ее младенцам. Открывает не гордым умам, а простым, смиренным, незлобивым сердцам..."

А что дает пресловутый социализм в наихудшей его форме, царящей ныне над пол миром? - "Социализм этот, - по словам того же архиепископа Никанора, - не проповедует ли убийство и разрушение как догмат и заповедь новейшего, последнего по пророчествам пред концом мира, сатанинского завета?!"

"Смотрите, обезьянски перенимая чужеродное худое, отрясая прах от ног от хорошего родного, старорусского, святоотеческого, не умираем ли и мы, русские, для умственной жизни, почти не живши? Не соскакиваем ли в бездну с высокого утеса, который выдвинула за облака сила русского, в продолжении тысячи лет христолюбивого, воспитанного вселенским Христианством, благочестивого духа..." Мрак разрушительного суемудрия так густ и так проницателен, что грозит омрачить и прельстить губительными миражами даже избранных... Но лучше погибнуть, но не смутиться и да не пострадать, как злодей. Если же суждено нам пострадать, то постраждем как христиане за имя Христово с радостью... Господь обличает Своим судом Своих избранных прежде всех, и наказывает Своих близких, Своих верных прежде и больше, чем неверных и нечестивых (Евр. 12, 6-8)... Своих чад Бог любит больше, чем чуждых Ему; почему и обличает, и наказывает чаще и прежде тех (Ап. 3, 14-19). Как мы ни холодны, как ни худы, все же не от мира сего. Христос избрал и отдалил нас от мира, и мир, как не свое и не своих, нас не любит, глухо, безотчетно, не всегда сознательно, но не любит. А не любя и злословит. Злословит часто сам не сознавая, за что именно; в конце концов все же за имя Христово, за то, что мы Христовы и духом Христовым водимся... Мир преисполнен духом вражды против Христа. Дух его - дух не жизни, а смерти. Еще в прошлом столетии философ Гартман думал, что человечество всего лучше разрешит свою задачу, когда откроет взрывчатое вещество, которое весь мир превратило бы в кучу развалин. И действительность в наши дни к тому приблизилась. Скорбно, что многие и многие этот дух смерти и истребления не замечают, но сами под влиянием его вечно движутся, волнуются, не озаряемые светом и не оживотворяемые духом Христовым... Мир безостановочно идет к своему концу путем оскудения веры в Бога и оскудения любви к Нему.

Сам Господь предупреждает об этом (Лк. 18, 8). И может быть близки мы к этому указанному нам Господом концу.

Давно ли вкладывали в наши уши слова избранники Божии: "Государство, отступившее от Церкви, погибнет, как погибла Византия. Народ, отошедший от чистоты Православия, будет отдан в рабство нечестивым, как это и случилось с тем же Византийским Царством. (Сейчас это же повторилось и с нами. - О. Н.Д.). До Неба вознесенная за свое Православие и верность Церкви, то есть Христу, она до ада низринется. Так погибнет и наша Россия..." (Прот. И. Восторгов).

Без веры, благочестия и покаяния, без жизни в стремлении к Небу, без жизни духа, всякая земная радость в печаль превратится. Не станет у людей благородства, долга, чести. Не будет подвига. Без религии, без благочестия останется одна материалистическая философия бессловесных... Но, к счастью нашему, не вытравить в людях религии. Чем тяжелее жизнь, тем напряженнее тяготение к ней. В этом наше спасение. Не смущайтесь! "К прочному просветленному самосознанию народ наш придет путем мучительных мытарств и изнурительных самообольщений: отрезвление придет медленно и болезненно, но неминуемо и прочно".. Так успокаивает нас историк Ключевский. Дай Бог!

"Золото"