Православие и современность. Электронная библиотека

А что дает пресловутый социализм в наихудшей его форме, царящей ныне над пол миром? - "Социализм этот, - по словам того же архиепископа Никанора, - не проповедует ли убийство и разрушение как догмат и заповедь новейшего, последнего по пророчествам пред концом мира, сатанинского завета?!"

"Смотрите, обезьянски перенимая чужеродное худое, отрясая прах от ног от хорошего родного, старорусского, святоотеческого, не умираем ли и мы, русские, для умственной жизни, почти не живши? Не соскакиваем ли в бездну с высокого утеса, который выдвинула за облака сила русского, в продолжении тысячи лет христолюбивого, воспитанного вселенским Христианством, благочестивого духа..." Мрак разрушительного суемудрия так густ и так проницателен, что грозит омрачить и прельстить губительными миражами даже избранных... Но лучше погибнуть, но не смутиться и да не пострадать, как злодей. Если же суждено нам пострадать, то постраждем как христиане за имя Христово с радостью... Господь обличает Своим судом Своих избранных прежде всех, и наказывает Своих близких, Своих верных прежде и больше, чем неверных и нечестивых (Евр. 12, 6-8)... Своих чад Бог любит больше, чем чуждых Ему; почему и обличает, и наказывает чаще и прежде тех (Ап. 3, 14-19). Как мы ни холодны, как ни худы, все же не от мира сего. Христос избрал и отдалил нас от мира, и мир, как не свое и не своих, нас не любит, глухо, безотчетно, не всегда сознательно, но не любит. А не любя и злословит. Злословит часто сам не сознавая, за что именно; в конце концов все же за имя Христово, за то, что мы Христовы и духом Христовым водимся... Мир преисполнен духом вражды против Христа. Дух его - дух не жизни, а смерти. Еще в прошлом столетии философ Гартман думал, что человечество всего лучше разрешит свою задачу, когда откроет взрывчатое вещество, которое весь мир превратило бы в кучу развалин. И действительность в наши дни к тому приблизилась. Скорбно, что многие и многие этот дух смерти и истребления не замечают, но сами под влиянием его вечно движутся, волнуются, не озаряемые светом и не оживотворяемые духом Христовым... Мир безостановочно идет к своему концу путем оскудения веры в Бога и оскудения любви к Нему.

Сам Господь предупреждает об этом (Лк. 18, 8). И может быть близки мы к этому указанному нам Господом концу.

Давно ли вкладывали в наши уши слова избранники Божии: "Государство, отступившее от Церкви, погибнет, как погибла Византия. Народ, отошедший от чистоты Православия, будет отдан в рабство нечестивым, как это и случилось с тем же Византийским Царством. (Сейчас это же повторилось и с нами. - О. Н.Д.). До Неба вознесенная за свое Православие и верность Церкви, то есть Христу, она до ада низринется. Так погибнет и наша Россия..." (Прот. И. Восторгов).

Без веры, благочестия и покаяния, без жизни в стремлении к Небу, без жизни духа, всякая земная радость в печаль превратится. Не станет у людей благородства, долга, чести. Не будет подвига. Без религии, без благочестия останется одна материалистическая философия бессловесных... Но, к счастью нашему, не вытравить в людях религии. Чем тяжелее жизнь, тем напряженнее тяготение к ней. В этом наше спасение. Не смущайтесь! "К прочному просветленному самосознанию народ наш придет путем мучительных мытарств и изнурительных самообольщений: отрезвление придет медленно и болезненно, но неминуемо и прочно".. Так успокаивает нас историк Ключевский. Дай Бог!

"Золото"

Как в недрах земли много скрыто россыпей золотых, так и в духовной литературе много имеется золотых слов, которые ждут своих золотоискателей. Искать в земле золото, копать, мыть, просеивать - нелегкий труд, но всегда он имел и сейчас имеет своих добровольцев. Так и к исканию слов золотых влечется правдолюбивая душа, стремясь различить и оценить подлинное золото в составе посторонних, порою ничтожных примесей. В забытых и редчайших книгах, как солнечный луч, блеснет иногда мысль золотая, обрадует, обласкает и утешит. Не останется она забытой, а пойдет по свету, неся сама в себе красоту ненаглядную и радость тихую для иных, готовых впасть в уныние и даже в отчаяние, душ... "Не ропщи на жизнь, как бы ни тяжело было тебе жить. Всегда дорожи жизнью, береги ее, храни ее как святыню, данную тебе Богом для освящения и очищения себя и других... Жить для пользы и блага своего и других не скучно. Напротив, очень весело, приятно. Без цели доброй жить - вот это скучная жизнь. Настоящая жизнь - дорогой дар Божий, неоценимый дар... И в недолгое время здесь так много добра можно сделать всем. Иногда одно слово святое, сказанное вовремя, служит тысячам во спасение..." "Особенно благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные. Чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют кого во имя Божие? - Благодать и сила Господа нашего Иисуса Христа. Вот от чего святы и доступны к Богу молитвы служителей Церкви. В лице их Сам Сын Божий молится Богу Отцу... Легко можете наследовать Царство Небесное, если действительно любите Божественную службу в Церкви, если она вас радует, утешает. Для грешников служба в Церкви незанимательна, она не радует их, не утешает. Худой признак, если кто не любит быть в Церкви за службой. Ему не быть и в Раю на Небе. Он и там, при таком расположении духа, стал бы скучать. Кого Святая Церковь не радует, тот не найдет ничего себе радостного и на Небе. Святая Церковь делает человека святым. Служение в Церкви делает нас способными к служению на Небе. Оно так свято и Божественно, что его нельзя не полюбить. Любовь к нему да будет сильнее смерти. И над нами да воцарится еще молитва Иисусова. Она веселит сердце. Умом блуждать во вне делается скучно, а с молитвой Иисусовой покойно и сладостно..."

Не унывать, а смиряться - подвиг. И Господь призрит на смирение паче подвигов великих, но не смиренных... Кого мы обязаны и неотложно обязаны искать? - Иисуса, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! Молитву к Нему делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и привьется она, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвать от нее. Потому что она сладка и радостотворна. Но будь готов встретить и скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, а уж пакостей непременно натворит. Вот тебя на крест повесили (скорби). А может быть это велел сделать Сам Господь Иисус Христос, чтобы ты уподобился Ему. А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении, и в вознесении на Небо. Это верно. "А потому не жди, - восклицает оптинский Старец, - чтобы я тебе сказал: "Сниди со креста". Ибо и Господь, когда Ему это говорили, не послушал..."

Страшись роптать, что бы ни случилось. Терпи и благодари Бога всем сердцем, молитвенно соединяясь с Источником Премудрости и смысла Подателем. Не бойся немощей, сознавай их так, чтобы из глубины сознания возникала укрепляющая, освежающая и ободряющая душу и тело благодать Божия. Изведана истина, что кроме Господа нет другого источника жизни нашей, и кроме истинной глубокой веры в Него - нет другого средства привиться к Нему. Земное не стоит того, чтобы слишком им заниматься. Самое Евангелие заповедует нам любить больше жизни Бога и святую веру в Него, Святое Православие, в котором и спасемся. Только в нем и оправдание нашей жизни в этом мире. На нас лежит и святая обязанность сохранить и распространить повсюду Божественную красоту Православия. Надо против мрака бросать огнь пылающий, слово, хотя и краткое, но отличающееся силой выражения и светом, истребляющим мрак. Та настроенность, к которой нас зовут голоса из забытых книг с золотыми словами, будет свидетельствовать о пленительной Истине; а Истина победоносно покорит сердца еще не совсем растлевшегося человека. Общий долг пред Богом не зарывать талант, данный живущим в ограде Православия. Следует пустить его в оборот чрез своих смиренных сомолитвенников в этот мир, лукавый и прелюбодейный. А Господь все это оценит и должное воздаст по любви Своей самоотверженным и неустанным работникам в винограднике Его. О, благость и совет Божии; о, любовь и милосердие! О, сила и мудрость, и промышление Божии! Осени, Боже, сердечные очи; тьму нашу осени Божественною Своею благодатию; осени нас, немощных и грешных. Ведь вне Церкви только безумие, невежество и слепота... Чахнет душа вне Церкви... И если она еще не сдружилась с Богом чрез Церковь, то находится, по выражению епископа Феофана Затворника, под властью диавола. "Ты, Христос, - несветлая ночь для неверующих - Ты просвещение чрез сладость Твоих словес" (Воскр. Кан. 7 гл.).

Спрашивает один славный проповедник: "Желали ли бы вы, чтобы Сам Бог вас всему учил?" - И отвечает: "Слушайте Церковь!" Золотые слова, с чудным блистанием от незаходимого Солнца - Христа.

Об одном прозрении

Не взирая на свое прославление книг, на любовь мою к ним, на собирание их на протяжении всей жизни, ныне уже склоняющейся к закату, могу с несомненностью утверждать: сердечное чувство религиозное лучше голого книжного знания. На том свете не спросят, кто что читал и много ли прочитал; а взор обратят на вашу веру, надежду любовь, кротость, воздержание, благость, милосердие, терпение и тому подобное. И, узрев все эти бриллианты из Рая, пустят светящиеся ими души туда, где вечно живут ангелы и все святые... Спору нет, на пути спасения бывают тяжелые минуты, когда всякая добродетель отступает и никакая книга не успокаивает. Душа тогда, как в тюрьме томится, страдает, мучается, плачет, жалуется... Куда-то зовет, куда-то влечет. Это - буря. Нужно освободиться от нее, преодолеть, перенести грозу...