Православие и современность. Электронная библиотека

Как в недрах земли много скрыто россыпей золотых, так и в духовной литературе много имеется золотых слов, которые ждут своих золотоискателей. Искать в земле золото, копать, мыть, просеивать - нелегкий труд, но всегда он имел и сейчас имеет своих добровольцев. Так и к исканию слов золотых влечется правдолюбивая душа, стремясь различить и оценить подлинное золото в составе посторонних, порою ничтожных примесей. В забытых и редчайших книгах, как солнечный луч, блеснет иногда мысль золотая, обрадует, обласкает и утешит. Не останется она забытой, а пойдет по свету, неся сама в себе красоту ненаглядную и радость тихую для иных, готовых впасть в уныние и даже в отчаяние, душ... "Не ропщи на жизнь, как бы ни тяжело было тебе жить. Всегда дорожи жизнью, береги ее, храни ее как святыню, данную тебе Богом для освящения и очищения себя и других... Жить для пользы и блага своего и других не скучно. Напротив, очень весело, приятно. Без цели доброй жить - вот это скучная жизнь. Настоящая жизнь - дорогой дар Божий, неоценимый дар... И в недолгое время здесь так много добра можно сделать всем. Иногда одно слово святое, сказанное вовремя, служит тысячам во спасение..." "Особенно благодать льется из уст служителей Церкви, когда они совершают молитвы церковные. Чья сила исходит от их десницы, когда они благословляют кого во имя Божие? - Благодать и сила Господа нашего Иисуса Христа. Вот от чего святы и доступны к Богу молитвы служителей Церкви. В лице их Сам Сын Божий молится Богу Отцу... Легко можете наследовать Царство Небесное, если действительно любите Божественную службу в Церкви, если она вас радует, утешает. Для грешников служба в Церкви незанимательна, она не радует их, не утешает. Худой признак, если кто не любит быть в Церкви за службой. Ему не быть и в Раю на Небе. Он и там, при таком расположении духа, стал бы скучать. Кого Святая Церковь не радует, тот не найдет ничего себе радостного и на Небе. Святая Церковь делает человека святым. Служение в Церкви делает нас способными к служению на Небе. Оно так свято и Божественно, что его нельзя не полюбить. Любовь к нему да будет сильнее смерти. И над нами да воцарится еще молитва Иисусова. Она веселит сердце. Умом блуждать во вне делается скучно, а с молитвой Иисусовой покойно и сладостно..."

Не унывать, а смиряться - подвиг. И Господь призрит на смирение паче подвигов великих, но не смиренных... Кого мы обязаны и неотложно обязаны искать? - Иисуса, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! Молитву к Нему делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и привьется она, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвать от нее. Потому что она сладка и радостотворна. Но будь готов встретить и скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, а уж пакостей непременно натворит. Вот тебя на крест повесили (скорби). А может быть это велел сделать Сам Господь Иисус Христос, чтобы ты уподобился Ему. А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении, и в вознесении на Небо. Это верно. "А потому не жди, - восклицает оптинский Старец, - чтобы я тебе сказал: "Сниди со креста". Ибо и Господь, когда Ему это говорили, не послушал..."

Страшись роптать, что бы ни случилось. Терпи и благодари Бога всем сердцем, молитвенно соединяясь с Источником Премудрости и смысла Подателем. Не бойся немощей, сознавай их так, чтобы из глубины сознания возникала укрепляющая, освежающая и ободряющая душу и тело благодать Божия. Изведана истина, что кроме Господа нет другого источника жизни нашей, и кроме истинной глубокой веры в Него - нет другого средства привиться к Нему. Земное не стоит того, чтобы слишком им заниматься. Самое Евангелие заповедует нам любить больше жизни Бога и святую веру в Него, Святое Православие, в котором и спасемся. Только в нем и оправдание нашей жизни в этом мире. На нас лежит и святая обязанность сохранить и распространить повсюду Божественную красоту Православия. Надо против мрака бросать огнь пылающий, слово, хотя и краткое, но отличающееся силой выражения и светом, истребляющим мрак. Та настроенность, к которой нас зовут голоса из забытых книг с золотыми словами, будет свидетельствовать о пленительной Истине; а Истина победоносно покорит сердца еще не совсем растлевшегося человека. Общий долг пред Богом не зарывать талант, данный живущим в ограде Православия. Следует пустить его в оборот чрез своих смиренных сомолитвенников в этот мир, лукавый и прелюбодейный. А Господь все это оценит и должное воздаст по любви Своей самоотверженным и неустанным работникам в винограднике Его. О, благость и совет Божии; о, любовь и милосердие! О, сила и мудрость, и промышление Божии! Осени, Боже, сердечные очи; тьму нашу осени Божественною Своею благодатию; осени нас, немощных и грешных. Ведь вне Церкви только безумие, невежество и слепота... Чахнет душа вне Церкви... И если она еще не сдружилась с Богом чрез Церковь, то находится, по выражению епископа Феофана Затворника, под властью диавола. "Ты, Христос, - несветлая ночь для неверующих - Ты просвещение чрез сладость Твоих словес" (Воскр. Кан. 7 гл.).

Спрашивает один славный проповедник: "Желали ли бы вы, чтобы Сам Бог вас всему учил?" - И отвечает: "Слушайте Церковь!" Золотые слова, с чудным блистанием от незаходимого Солнца - Христа.

Об одном прозрении

Не взирая на свое прославление книг, на любовь мою к ним, на собирание их на протяжении всей жизни, ныне уже склоняющейся к закату, могу с несомненностью утверждать: сердечное чувство религиозное лучше голого книжного знания. На том свете не спросят, кто что читал и много ли прочитал; а взор обратят на вашу веру, надежду любовь, кротость, воздержание, благость, милосердие, терпение и тому подобное. И, узрев все эти бриллианты из Рая, пустят светящиеся ими души туда, где вечно живут ангелы и все святые... Спору нет, на пути спасения бывают тяжелые минуты, когда всякая добродетель отступает и никакая книга не успокаивает. Душа тогда, как в тюрьме томится, страдает, мучается, плачет, жалуется... Куда-то зовет, куда-то влечет. Это - буря. Нужно освободиться от нее, преодолеть, перенести грозу...

Некто проводил разгульную жизнь и постепенно падал все глубже и глубже, пока, наконец, не потерял веру. И уже никто не мог ему возвратить этот драгоценный дар Неба, с кем бы он после того ни встречался. Беседовали с ним мудрецы - и не могли вдохнуть в него веру. Страдая и мучаясь от безверия, угнетаемый грехами, как дикими зверями, он бегал из города в город, от одного человека к другому. Никто не мог наполнить миром его смятенную душу. Но вот кто-то сказал ему: "Иди в пустыню. Там живет один замечательный пустынник. Если он не ответит на твои сомнения, то в целом мире больше ни к кому не обращайся. Никто тебе на них не ответит". И пошел он искать мира в пустыню. После долгих странствований по бесплодной пустыне, страдалец нашел, наконец, пустынника, к которому его посылали.

-Зачем ты пришел сюда ко мне? - Спросил его Старец. - Успокой меня, разреши мне мучительный вопрос целой почти моей жизни. Я не верою в Бога. - Почему? - Просто спросил его Старец. - Как почему? - Отвечал пришедший. - Если бы Он был, то видел бы, как я страдал, как простирал к Небесам руки, как я молился со слезами Ему иногда целые дни и ночи подряд, как я ублажал Его различными именами, как я терпеливо переносил ради Него все невзгоды жизни, как я блуждал по пустыне, прежде чем встретить тебя... Он ответил бы мне...

-Ты пришел доказывать мне, что нет Бога, а говоришь совсем другое, - отвечал Старец. - Ты вникни, вдумайся в свои слова... Кто поднимал твои руки к высоким Небесам, когда ты молился? Не Бог ли, живущий в тебе, но лишь как бы погребенный твоими собственными руками под грудами твоих многочисленных грехов? Кто наполнял твои уста нежными словами, обращенными к Богу? Не Он ли, Которого ты искал с такой настойчивостью? Кто неудержимо влек тебя из города в город и, наконец, привел в эту пустыню? Не Он ли, забытый тобою? Кто наполнял твою душу страданиями, томлением, жгучей жаждой веры? Не Он ли, оставленный тобою? - Проще я сказал бы тебе так: Он страдал, Он скорбел, Он томился, Он плакал, Он мучился, Он молился в темнице твоей души. Он неудержимо влек тебя к Себе, Он пробуждал тебя от той опасной пучины жизни, в которую ты погрузился. А ты говоришь мне, что Бог тебя не видит и не слышит...

И прозрел тогда пришедший, и сказал: "Господи, прости меня, я больше не сомневаюсь в Тебе. Отныне в Тебя я верю больше, чем во все то, что меня окружает. Ты ближе ко мне одежды, находящейся на мне, ближе воздуха, окружающего меня, ближе даже моего тела. Ты неотделим от моих мыслей, чувств и желаний. Ты всюду и всегда со мною, куда бы я ни пошел и где бы ни остановился. Ты меня неудержимо влек на путь покаяния. Я постоянно носил Тебя в своей душе, я постоянно ощущал Тебя... Таков опыт жизни. Он зовет нас к преодолению кривизны в строе душевном и часто вырывает из сердца молитвенные вздохи: "Забуди, Господи, безмерная моя беззакония и разреши ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления во очищение скверны мысли моея; услыши, Господи, вонми, Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи... Ты царствуй во мне, благий и человеколюбивый Господи; и всего твоим быти, и жити мне, прочее, по Твоей благоволи воле. И подаждь ми неизреченною Твоею благостию сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил, радость духовную, любовь истинную, долготерпение, благость, кротость, веру нелицемерную, воздержание и всех мя благих плодов исполни дарованием Святого Твоего Духа".

Бог наш! Наполни наши трепетные души Твоим миром, Твоей радостью, Твоим светом. Сердце наше готово встретить Тебя, Господи! Любовь к Тебе делает нас равнодушными к жизни этой и к смерти. Ты Един, Влекущий нас к Себе, к Твоей красоте премирной и к бессмертию.

Из писем