Православие и современность. Электронная библиотека

К прискорбию, мало сознаем мы всю важность и значение христианского единения. Меньше всего помышляем об укреплении в нас христианского духа. Все, что есть в нашей жизни наиболее светлого, радостного, все, что даст отраду и успокоение сердцу, что окрыляет наш дух святыми упованиями на будущее - все это имеет основы в христианском единении. К прискорбию нашему, мы жаждем обновления, не обновляясь духом ума нашего (Еф. 4, 23); ищем возрождения, оставаясь сами духовно мертвыми. Мы везде и во всем склонны винить других, а вину нужно искать прежде всего в самих себе. Мы постоянно жалуемся на других, но если бы нас поставили на их место, трудились ли бы мы по совести, от души (Еф. 6, 6), честно, самоотверженно, бескорыстно? Опыт показывает, что те, которые жалуются, являются в жизни такими же, как и те, на кого жалуются. В возвышении христианского духа и в укреплении единения - наша сила, наша мощь. Исконный враг сеет вражду, разделение и несогласие. Пока камни плотно сложены и нет между ними никакой пустоты, они с трудом разламываются, а когда они разъединены, то распадаются и разрушаются. Тяжкий грех творит тот, кто пытается разрушить основы христианского единения. На вере утверждается наше христианское единение, а любовь его созидает. Без любви мы - медь звенящая, или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). К любви все сводится в наших взаимоотношениях, и без нее ничто не имеет значения. Где любовь, там умолкает ненасытная жажда честолюбия, властолюбия, корыстолюбия. Где любовь, там мы, зная немощи других, не возлагаем на них бремен тяжких и неудобоносимых (Мф. 23, 4). Где любовь, там ближние не тесно вмещаются в нашем сердце (2 Кор. 6, 12).

В наше время много горя, много льется слез, много страданий, и согревающая сила любви так необходима, так привлекательна. Под действием лучей солнца исчезают туманы и гнилостные испарения; воздух делается чистым и прозрачным. Так и в мире нравственном, под действием любви все оживает, становится светлым, приходит в порядок и стройность.

Не будем угашать духа христианского, духа православного в нашей русской душе. Пусть же всегда возрастают и укрепляются в нас вера и любовь - основы единства.

Мученики

Христос Спаситель - вечно живой Бог. Он в Своей деснице содержит судьбы мира и человечества. Силен Господь избавить верных последователей Своих от врагов, теснящих их. От Него дар иметь вечную жизнь взамен временной. Он - Богочеловек, Который Своею смертию и воскресением положил начало новой жизни для верующих в Него и показал им пример победы над смертью...

Бросим взгляд на особенность жизни древней Церкви. Там гонение со стороны врагов Христианства обнимает всю совокупность внешних условий существования. Тяжелый гнет преследований еще более увеличивается тем, что нищета, бедность составляла отличительную черту первенствующих христиан. "Посмотрите, - писал апостол Павел Коринфянам, -кто вы - призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; незнатного мира и уничеженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее" (1 Кор. 1, 26-28). Впоследствии присоединялись к Церкви богатые и знатные семейства и лица. Кроме внешних испытаний, бедные материально, но богатые духом, христиане должны были терпеть не менее тяжелые испытания внутренние - злословие, хулу, насмешки, брань, клевету и подобное. Врагами, которые стараются очернить добрую славу христиан, являются иудеи. Спаситель сказал о них, что они только называют себя иудеями, а на самом деле - не иудеи, но синагога сатаны (Ап. 2, 9). После того, как они отвергли в лице Иисуса Христа своего Мессию, свободно отказались от обетований Божиих и исторической жизни, они сделались из друзей Божиих убийцами Христа, гонителями апостолов (1 Сол. 2, 15). Большая часть чудовищных нелепостей, в которых язычники обвиняли христиан, была пущена в обращение иудеями. В рассказе о мученичестве Поликарпа читаем: "Вся толпа язычников и иудеев с неукротимою яростью и громогласно закричала: он (Поликарп) учитель Азии, отец христиан".

Иудеи же подучили доложить проконсулу, чтобы он не выдавал христианам останков священномученика, "дабы они, христиане, не начали поклоняться ему, оставив Распятого". Сотник, "видя враждебную настойчивость иудеев", должен был сжечь тело Поликарпа.

Виновником всех бедствий, которые Церковь имеет претерпеть в будущем, Иисус Христос называет диавола, который, по учению Св. Писания, непрестанно ведет борьбу с людьми, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Ап. 12, 17). Поэтому языческие власти, чернь и синагога только орудия в руках исконного врага Божия, обольщающего вселенную (Еф. 6, 11-16). Цель диавола, воздвигающего гонение против Церкви, та же, что и всегда - искусить верующих, поставить их в затруднительное положение, соединенное с опасностью отречься от Христа и отступить от Бога (1 Сол. 3, 5)...

Так было в древней Церкви. Так остается и в наши дни: истинных христиан "злословят как злодеев" (1 Петр. 2, 12). "Обнаруживая скрытые козни и ковы диавола, - замечает проф. Жданов, - и указывая в нем тайную причину гонений, Господь предупреждает возможное со стороны христиан раздражение против гонителей: язычников и иудеев, и предрасполагает относиться к ним с человеколюбием и состраданием, видеть в них несчастных и ослепленных людей, обольщенных диаволом..."

Оле снисхождения Божия! - жалость и милость христиан к врагам христиан... Христиане не должны терять энергию духа и впадать в состояние безнадежности. Господь убеждает христиан к непреклонной твердости. Пребудь верен! А истинная и непоколебимая верность должна простираться даже до смерти - быть готовым каждый момент и жизнь положить за Христа... Есть две смерти - физическая и духовная. Первая имеет место до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда, вторая - после них. Одна - временная, другая - вечная. Бедным и беззащитным, хулимым, гонимым и убиваемым за имя Христово или ожидающим гонения и смерти, Господь является как Избавитель, как Искупитель, как Начальник жизни. Вечный источник всякой жизни, Он обещает взамен жизни временной - вечную. В награду за смерть временную, телесную предлагает мученикам избавление от смерти духовной и вечной.

Миллионы мучеников дала наша страна в смутные дни царства красного диавола... В мучениках мы найдем верную защиту и надежных ходатаев за нас и здесь, и в будущем веке. Будем же молиться и о них теперь, пока мы еще в теле, пока в состоянии выразить к ним свое удивление, любовь и восхищение. Разница есть между древними и новыми мучениками. Она нас смущает. Кровь древних мучеников, орошая церкви, воспитывала несметное число подвижников благочестия. Кровь новых мучеников лишь озлобляет грубые души, которые спешат предать ее позорному забвению... Блажен, кто удостоился страдания за Христа... Скоро, скоро придет Помощник наш, придет и не умедлит...

Молитвами святых Твоих мучеников, пощади нас, Господи, и спаси.