Православие и современность. Электронная библиотека

По мере уразумения и усвоения святоотеческого слова, исследование об условиях любви к Богу и ближнему приводит нас к радости, счастью, блаженству. Любовь, как действие Духа в нас, пленяет нас. Она не может выйти из воли любимого. К этому призывает первое послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Зло - тьма, добро - жизнь. Общение с Богом делает нас сотрудниками Божиими. Когда в сердце свет - нас все радует вокруг. Изгоняя тьму из сердца, мы исполняемся небесным светом Святого Духа. Каждая мысль о Боге есть действие Духа Святого в нас. Хождение во свете необходимо рождает любовь к ближнему (1 Ин. 2, 9). Ненавидящий ближнего находится во тьме. Тьма господствует над всеми его действиями и он всю жизнь спотыкается на пути, цель которого ему неизвестна (2, 11). Не любите мира, лежащего во зле, взывает Апостол, и не любите то, что в мире, то есть обманчивых мирских благ (2, 15). Любовь к Богу несовместима с любовью к миру. Сущность мира, внутреннюю, одушевляющую его жизнь, образует или похоть, или гордость. Похоть и гордость противны Богу. Не нужно любить мира потому, что он не может доставить нам того постоянного, неизменного блага, к которому мы стремимся. Христос явился для того, чтобы освободить нас от греха. Но для кого грех сделался стихией жизни, тот не чадо Божие, а чадо диавола. Чада Божии отличаются от чад диавола. Хотя грех может иногда увлекать их, но никогда он не возобладает над ними, потому что семя Божие пребывает в них (3, 9-10). Все христиане совершают греховные деяния, но не должны иметь греховного характера. Христианская жизнь и постоянная греховность абсолютно противоположны. Как река в своем главном направлении, не смотря на извивы и даже повороты назад, всегда течет к морю, так и центральное течение подлинной христианской жизни всегда направляется к Богу, вопреки силе зла, которая задерживает ее движение и вредит постепенному усовершенствованию ее. Признаком нашего богосыновства служит любовь к ближнему. Не любящий ближнего не от Бога (3, 10). Апостол предостерегает от ненависти как начала, ведущего к смерти (3, 12-15). Каин олицетворяет собою мир, а Авель - чада Божии, ненавидимые миром. Но нет ничего удивительного, что мир нас ненавидит. Ненависть есть признак смерти, а мы своею любовью к ближним доказываем, что перешли от смерти к жизни (3, 13-14). Ненависть есть признак смерти, в противоположность любви, составляющей жизнь. Ненависть стоит наравне с убийством. Отнимающий жизнь у другого сам лишен ее и подвержен ужаснейшей нравственной смерти (3, 15). Любовь Христа открылась в том, что Он ради нас положил жизнь Свою. Мы ради ближних должны жертвовать своею жизнью (3, 16). Только в истинной любви, которая порождает в нас сознание, что мы от Истины, мы можем находить успокоение своего сердца и радостную уверенность пред Богом в каждый момент своей жизни (3, 21). Истинная любовь производит и то, что молитвы наши услышаны Богом, ибо в любви заключается совершенное исполнение заповедей Божиих и наше угодное Богу поведение (3, 22). Кто любит, тому Бог открылся, и следовательно он знает Бога. Знание Божественного предполагает обладание Божественным. Наоборот, отсутствие любви говорит и об отсутствии познания Бога, ибо Бог любы есть (4, 8). Где нет любви, там совершенно нет и не было познания Бога. Любовь, составляющая сущность Божественной жизни, открылась в нас через послание в мир Единородного Сына Божия. Вот где обнаружилась истинная сущность любви! Любовь, по своему существу, происходит от Бога и, следовательно, наша любовь к ближнему есть пламя от Божественного пламени. Любовь к ближним есть отражение Божественной любви; источник ее в Духе Божием. Если мы пребываем в Боге и Бог пребывает в нас, то любовь Божия достигает среди нас своего полного совершенства (4, 17). Через эту совершенную любовь мы уже в этом мире делаемся подобными Христу, и потому она влечет за собою "дерзновение" в день суда (4, 17). Где любовь, там нет страха, а есть дерзновение. Недостаток любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу. Где существует любовь к Богу, там не может отсутствовать любовь к ближним (4, 21). Любовь к Богу как Отцу, родившему нас, неотделима от любви к рожденным от Бога (5, 1). Самое соблюдение заповедей Божиих не может быть для верующих тяжелым. Трудность к исполнению их лежит во враждебной силе тьмы, а эту трудность верующий, как рожденный от Бога, побеждает верою в Сына Божия. Эта именно вера и победила мир (5, 4-5). Христос, явившись в мир, дал возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с истинным Богом, будучи в общении с Его Сыном. Христос есть истинный Бог и жизнь вечная (5, 20). Мы чтим любовь. Любовь Отца к Сыну есть норма любви Сына к ученикам, а эта последняя есть мера всякой истинной любви среди братьев. Если Бог в Своем существе есть любовь, то от Его существа неотделимы самооткровение и самосообщение. Совершенно невозможно, чтобы ниспавший до нелюбви к брату мог оказаться способным к возвышенной любви к невидимому Богу. Если же мы любим друг друга, то невидимый Бог не только близок к нам, но и в нас пребывает, становится душою нашей жизни. Мы имеем внутреннее сокровище, которым во имя Сына Божия уже обладаем. Мы стоим к Богу в детски-доверчивых отношениях, можем обращаться к Нему как к Отцу, открывая Ему все, что лежит на сердце. В этом постоянном жизненном общении с Богом состоит истинное Христианство, как дело жизни, а не теоретических только рассуждений. Наше отношение к Богу - отношение любимого дитяти к любимому Отцу - дитяти, хранящего эту любовь как высшее сокровище, как жемчужину сердца, как небесную музыку души, как величайшую силу и вершину всего. "Ты, Господи, чудо, мир, упование, любовь, сладость, веселие, свобода от забот и радость, единственная слава, царство, мудрость, сила... В Тебе обретается дивный покой для созерцающих Тебя, с причастием Святого Духа... Ты являешься совершенным наслаждением, совершенным желанием, предметом святого стремления, невыразимой любви".

О нечестивцах

Какая безумная слепота тех, кто сделал "науку" своим кумиром. Достижениями человеческого разума хвалятся, пред ними воскуряют фимиам и превозносят их выше небес. А озарениям света Божественного в сердцах святых - их близости к Богу, явным действиям благодати Божией в них - не придают никакого значения. Ценится ничтожное и временное, а умаляется Божественное и вечное. Тьма обуяла этих нигилистов, они боятся света и становятся воистину мракобесами. Как пифия изрекают: "Исторические и биологические законы гласят"... "Каждая новая генерация говорит своим языком"... "Это закон эволюции", и подобные затасканные безбожниками фразы. Повторяется старая ложь... Пусть наш язык присохнет к гортани, если и мы будем замалчивать, подобно этим господам, силу и славу Божию. Эта сила всегда новая, всегда молодая, яркая, как свет солнца; радостная, как сама жизнь; как истина непреложная; как путь единственный к вечной славе. Этим путем шли наши славные предки и в их числе такой великий праведник, как отец Иоанн Кронштадтский, учивший и говоривший с силой и властью.

"Если бы кто из неверующих Священному Писанию спросил меня: чем ты докажешь мне, что Иисус Христос есть Бог, то мне довольно было бы указать на одного какого-либо живого праведника, который из гордого сделался смиренным, из гневливого - добрым, из завистливого - доброжелательным, из скупого - щедрым, из чревоугодника - постником, из упрямого и своенравного - послушным, из изнеженного, ленивого и нетерпеливого - проводящим жизнь суровую, претрудную, многотерпеливую, из безвера - истинно верующим, из рассеянного - в сосредоточенного в себе и в Боге и т.д. А Иисус Христос именно и делает такие чудеса возрождения в тех, кто искренно верует в Него..."

Он один только может выводить из тьмы на свет Свой. И на свете Его у души той вырастут крылья. Она радостно забьет ими, купаясь на тихой, чистой воде веселия (..."и сердце мое исполняется веселия и радости", икос 6, Ангелу Хранителю). И брызгами полетят они к небесам, и упадут на землю сладостными слезами... Господь - наша вечная радость. Он оживляет духовных мертвецов. Благодать Свою Он называет живой водой, текущей в жизнь вечную - в противоположность мертвой воде, которой отравляются люди виновником смерти и зла - диаволом...

Однажды отец Иоанн с великим дерзновением взывал к Богу: "Зачем Ты допустил торжествовать врагам Царя и России, поднявшим ныне свою бровь? Зачем попустил Ты этим злым коршунам напасть на нашего незлобивого Голубя и растерзать его так страшно? (Убийство Александра II). Но прости, о Боже, Боже наш, что мы дерзаем, таким образом, как бы состязаться с Тобою и требовать как бы отчета в премудрых, благостных и неиспытанных судьбах Твоих. Подавляющая сердца наши скорбь побуждает так вопить и вопрошать..."

Приводя ссылку на кн. Исход, гл. 32, ст. 26-28, отец Иоанн резко осуждает революционеров ветхозаветных, уничтоженных в числе около 3000 человек в один день: "Таково было грозное распоряжение Самодержавного Вождя Моисея, действовавшего по внушению Божию. Вот как святые подавляли в народе революцию и тем спасли народ свой от нравственного гнилого разложения, и это было угодно Богу. После 40 дней все пришло в обычный порядок. Что это, как не поучительный пример в истории человечества для нашего нечестивого времени и разнузданной "русской" революции. Многие развращенные люди нашего русского общества подражают развращенному еврейскому народу... Конец мира близок. Бог отнимет благочестивого Царя и пошлет бич - жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами..."

И стало Русское Царство не Господне Царство, а широкое и раздольное царство сатаны... Россия опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония..." (Обличит. проп. о. Иоанна Кроншт. Изд. 1914 г.).

Это грозное пророчество отца Иоанна уже сбывается. Господь наказывает русских страшной бездной падения. Бедное отечество! Обратись к вере отцов своих. Восстань силою Божией и держись за Церковь и Главу Ее - Христа Бога. Только в Нем спасение наше и избавление от нечестивых и злых рабов диавола, пленивших Русь.

Вернемся к отцам

"Кто лучше постигал не умом, а сердцем благость Божию, как не святые подвижники?" - вопрошает епископ Феофан. Станьте, наконец, внимательны к ним. Перечитывайте их. Есть такие места, что весь день можно их держать в памяти, не зная сытости от сладости и силы их. "Много не надо читать... Прочитавши что-нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца. И довольно. Вот вам признак полезного чтения! Когда какое место так займет, что все мысли и внимание сосредоточатся в нем, это хорошо. Всякое другое чтение есть праздное" (еп. Феофан).

Сухие, бездушные, ограниченные рационалисты видят в прошлом только отжившее, умирающее и призывают к новым началам... Святоотеческие писания священны. Их духовная истина и красота - свет, отображенный из благодатного первоисточника Божественного Откровения. Божественное откровение выражено видимо, как писание, Церковью, в Церкви и для Церкви. Тою же Церковью, возгреваемою Святым Духом, держащей ключи разумения духовного, дано и истолкование в Священном Предании. Воспринимаем мы его в благодатных дарах, живущих в Церкви: в молитве, в богослужении, в таинствах, в вероучении и в жизневоплощении церковного сознания. Надо всмотреться пристально в этот мир величавой духовной красоты и глубины мысли. Надо жить и мыслить в духе христианской церковности. Надо понять, насколько целостная жизнь, созидаемая в духе христианском по образцам праведников и святых Божиих и по завету церковному, ценнее знания. Самодовлеющею, верховной целью, самоцелью, знание быть не может. Вера Церкви, зиждущаяся на Священном Предании, - не меньшее доказательство, чем временем изъеденные хартии и свитки, чем обломки черепиц и мраморных плит, испещренных полустертыми надписями! Святоотеческие творения нам, православным, - родные по духу веры нашей. Необходим возврат к ним. Горько сознавать, но наши эмигрантские библиотеки обычно переполнены разной печатной рухлядью. Счастье наше, что Троицкий монастырь ныне печатает свв. Отцов - великих наставников. Они должны находиться всегда под рукою, для частого духовно-воспитательного пользования ими. Наши предки считали необходимым дышать святоотеческой атмосферой. Даже в рукописях тысячами расходились творения святых Отцов по необъятной Руси. Как ни дорога по цене была эта духовная литература - любители не жалели денег. Теперь имеются все возможности к приобретению по доступным ценам. Однако, очерствелые души лишают себя этой радости и силы благодатной. Пора понять, насколько огромно просветительное и воспитательное значение Отцов Церкви, святых, подвижников.