St. Demetrius of Rostov

Когда Давид взял в руки пращу, он выбрал себе к ней пять добрых камней из потока. В имени же Богородичном различаю пять букв: М А Р И А. Это пять камней, убивающих адского филистимлянина: Магнит, Адамант, Рубин, Иакинф, Аметист. Каждый из них своим свойством изображает некую добродетель Марии. Магнит, влекущий к себе железо,— это смирение Марии, привлекшее Бога на землю, ибо со словами Ее смиренными: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38),— сошел Бог с небес и воплотился от Нее. Твердый Адамант являет мужество Марии. Червленый Рубин — целомудрие. Иакинф небесного цвета показывает Ее богомыслие. Огневидный Аметист — пылающую любовь.

Этими пятью мысленными каменьями хотя и всех Голиафов адских побивают, но наиболее — пять больших из них. Магнит смирения убивает беса гордости. Адамант мужества уязвляет беса страха, ослабляющего в подвиге. Рубин целомудрия — беса бесстыдства и нечистоты. Иакинф богомыслия поражает беса земного пристрастия. Аметист любви — беса ненависти. И неудивительно, что этого пресвятого имени боятся и трепещут бесы.

Еще в ветхом завете было пять вещей, начинающихся с пяти букв имени Марии, знаменующих силу его: Море чермное, Ареда источник, Руно Гедеоново, Иордан река и Арарат гора. Море потопило фараона, при Ареде источнике Мадиам был поражен до конца. На Руне Гедеон принял знамение победы. При Иордане цари Аморейские были завоеваны Иисусом Навином. Арарат гора стала пристанищем ковчегу.

Все это послужило прообразом Девы Марии, Которая и фараона мысленного потопила, и мадиамов, и амореев адских поразила, и, как руно росу, Слово в утробу приняла. И пристанище небурное Она для всех, из потока страстей к Ней плывущих. Потому, всякий верный, именем Ее пресвятым — Мария — как пращей, пять камней содержащей, вооружайся и побеждай своих врагов!

Прилог

«Аще и средь смертной сени кто себя обрящет,—

Да призовет Марию,— зло его не срящет».

5 От видимых врагов Византия, в царствование Ираклия и патриаршество Сергия, призыванием Девы Марии спаслась и видела кагана (титул главы государства), как второго фараона, потопляемого с многочисленным воинством в пенящемся море. От невидимых же врагов спасается каждый, кто призывает в помощь всемирную Помощницу. Некто истинно нам поведал, как в ужасном видении отогнал от себя страшных скачущих эфиопов; только эти два произнес имени — Иисус и Мария.

Иаков де Вораине пишет о некоем благородном богатом человеке, который обнищал и впал в великую печаль, сетуя о погубленном богатстве. Явился ему дьявол в образе воина на черном коне и стал спрашивать о причине таковой печали, а узнав, повелел не скорбеть: «Я, сказал, обогащу тебя и сделаю знатным, одно только мне обещай». Тот с клятвой обещал ему сотворить то, что потребует. Тогда указал ему дьявол место: «Здесь, — говорит, — копай и найдешь множество золота, серебра и дорогих каменьев, но за это приведешь мне сюда жену твою». И, копая, нашел тот человек сокровище, спрятанное много лет назад.

Постепенно извлекая его, он сильно обогатился: купил много сел, рабов и рабынь, палаты, — и прославился более иных вельмож. Но вот пришло ему время привести свою жену, обещанную бесу, туда, где были обретены сокровища, и сказал он ей ночью: «Пойдем на то место, недалеко отсюда: там у нас есть кое-что». Не сказал ей ничего окаянный о договоре с демоном. Она же, трепеща и страшась, не хотела идти, однако и нехотя повиновалась мужу. Была она благочестива и каждый день воссылала мольбы к Пресвятой Богородице.

Случилось им проходить мимо церкви, стоящей неподалеку, и жена стала молить своего мужа подождать ее немного. «Я,— говорит, — пойду и совершу обычное свое правильце ко Пресвятой Богородице перед церковью и скоро возвращусь». Муж отпустил ее, и пошла она к дверям церковным, поверглась с плачем, прилежно молясь, поручая себя своей Покровительнице.