Priest Oleg Davydenkow
Во дни Своего общественного служения Господь неоднократно совершал воскрешения умерших. Однако все возвращенные Им к жизни не были свободны от закона тления и не избежали смерти. Только Христос
«воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти»
(Рим. 6. 9). Воскресение Христово — не просто оживление (возвращение в то биологическое состояние, которое имело место перед смертью), но преображение человеческого естества, качественное изменение его состояния. В Воскресении человечество Христово совлекается тления и Господь восстает в новом и славном образе, Его воскресшая человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия [378].
Воскресение Христово переживается Церковью как таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертия и нетления.
«Воскресением Христа вся полнота жизни прививается иссохшему древу человеческого рода, чтобы его оживить» [379].
2.2. Предсказания Ветхого Завета о Воскресении
Слова Символа веры «воскресшаго в третий день по писанием» заимствованы из 1 Кор. 15, 4:
«…Он погребен был и… воскрес в третий день, по Писанию»
.
Словами «по писанием» «означается, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета» [380],
«…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»
(Ис. 53, 6).
«…Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление»
(Пс. 15, 10; Деян. 2, 27).
В Ветхом Завете есть указание, что Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. Прообразом тридневного Воскресения было, по словам Самого Господа, трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита:
«Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»
(Мф. 12, 40).
2.3. Действительность Воскресения Христова
Воскресение Иисуса Христа — событие настолько не укладывающееся в рамки человеческого сознания, что поверить в него было трудно даже Его ученикам, которых Сам Господь несколько лет готовил к восприятию этой истины. Даже после того как было обнаружено, что гроб пуст, ни у кого из учеников, за исключением Иоанна Богослова, не возникает мысли о Воскресении. Ап. Фома упорствовал в своем неверии даже после того, как более десятка учеников Христа свидетельствовали ему о явлениях Воскресшего.
Факт Воскресения Христа из мертвых подтверждается: