Priest Oleg Davydenkow

1) царством природы;

2) царством благодати, потому что собрание верных на земле, то есть наша Церковь, есть собрание не святых, а освящаемых, нуждающихся для духовного возрастания в Божественной благодати;

3) царством славы.

Изречение Символа, согласно которому царствию Христову «не будет конца», относится к царству славы [388], о котором Архангел Гавриил благовествовал Богоматери:

«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки; и Царству Его не будет конца»

(Лк. 1, 32-33).

ГЛАВА IX

О ВОСЬМОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков — духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века [389].

1. О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ СВЯТОГО ДУХА

В «Пространном Катехизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог» [390].

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию:

«для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому…? … Ты солгал не человекам, а Богу»

(Деян. 5, 3, 4).

Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения

«храм Божий»

(1 Кор. 3, 1б) и

«храм… Святого Духа»

(1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что

«Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» [391] ;

«если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»

(Ин. 3, 5).

Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.