«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- Невозможно, чтобы испытывал страх тот, кто поистине боится Бога. Как пишет Соломон: "Кроме Него (Бога), никого другого не бойся". Если кто открывает свои помыслы мужам духовным, то это признак, что такой хочет исправить свою жизнь. Сокрытие помыслов означает, что человек подвер­жен страстям, ибо тот, кто общается с ворами, никогда их не выдаст, потому что любит страсть. Тот же, кто спрашива­ет, слушает, и когда выказывает преслушание, но при этом осуждает себя за это, такой смиряется и от смирения обре­тает немного милости. А тот, кто не спрашивает, не слушает и не оказывает преслушание, тот не смиряется и не обретает милости. Подобно тому, как больной отвращается от прино­симой ему пищи, однако потом находится такая еда, кото­рую он принимает с удовольствием, ест ее и поправляется, так и боязливая душа, хотя много раз и слушает, и оказы­вает преслушание, однако, по прошествии определенного времени, приходит в стыд. Таким образом, выслушав доб­рое слово, которое ей нравится, она поступает согласно ему, и спасается.

Выслушав это, Комнина сказала:

- Это в действительности так. Но да будет тебе известно, что грехов, которые кажутся малыми, то есть пустословия, злословия, насмешек и им подобных, я боюсь больше, чем больших.

- Не верь, что тот, кто не радит о малых грехах, радит о больших. Большим называется тот грех, который побеждает человека, а малым - который побеждает сам человек. Если диавол будет пренебрегать малыми грехами, то не сможет ввергнуть человека в другой больший грех, так как большие грехи рождаются от меньших. А почему рождаются большие грехи? Да потому, что должным образом не исправляли малые. Ты же храни себя от малых грехов и, по благодати Христовой, не впадешь в большие.

Услышав это, Комнина пришла в умиление и исповедал ему большинство самых насущных своих помыслов, испросив совета, как, когда и какому помыслу следует отдавать предпочтение перед другими. Поскольку же блаженный Кириак подобающим образом ответил ей на все вопросы она весьма обрадовалась, что нашла такого богомудрого со­ветника. Любя монахов, она дала ему немного денег, кото­рые преподобный не хотел принимать. Однако она закля­ла его именем Божиим, он послушался и взял, потому что очень боялся имени Божия. Благословив ее и ее чад, препо­добный оставил их, а большую часть денег по пути домой раздал нищим.

Однажды преподобный Кириак захотел пойти в Хони, где совершил чудо Архистратиг Михаил, чтобы поклониться святой его иконе. В пути Кириак остановился переночевать на постоялом дворе. Гостинник же оказался вором, и стал задавать ему много вопросов:

- Кто ты, и откуда идешь, ибо глаза твои похожи на глаза вора, да и речь твоя выдает тебя? А что у тебя в сумке?

- Я, по благодати Христовой, не вор и иду в Хони, покло­ниться Архистратигу Михаилу. В сумке у меня необходимые на дорогу средства из дома, чтобы не просить милостыню.

Будучи вором, гостинник забрал сумку и начал снимать с него одежды. Призвав на помощь Бога, преподобный ска­зал ему:

- Человек, побойся Бога, не раздевай меня на виду у этих женщин, но если хочешь, раздень в углу твоего дома, чтобы не открывать мой срам.

Тот же зверопободный и жестокий все-таки раздел Кириака, но когда увидел раны от веревки, которой тот был туг обвязан, и почувствовал сильное зловоние, исходившее от ран, сжалился, снова одел его и отпустил.

Препобный же говорил сам себе: "Если ты, Кириак, потерпишь этот грабеж с благодарностью, то получишь такую же награду, какую получил, если бы отдал эти средства нищим. Когда он уже немного отошел, то гостинник стал кричать ему вслед. Услышав крик, преподобный остановился. Гостинник подошел и отдал ему отнятые деньги. Испросив преподобного прощение и благословение, он сказал: "Теперь я узнал, что ты человек Божий". Взяв у гостинника деньги и простив его, преподобный так наставил его:

- Брат, разве ты не христианин и не слышал слова Гос­пода: «был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня?» (Мф. 25: 35,36) И снова: «Идите от Меня, про­клятые, в огонь вечный...ибо... Я был... странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня?» (Мф. 25: 41-43) Ты же, раздевая одетых, как войдешь в храм Божий, как обло­бызаешь сию святую икону Христа, разве ты не собираешь­ся умирать, разве не воздаст тебе Господь по делам твоим? Послушай меня, покайся и исповедуй грехи своему духов­нику. Исполняй правило, которое он тебе даст, и воздержи­вайся от грехов своих.

Дав ему еще и другие многие советы и благословив, пре­подобный двинулся в путь, радуясь и благодаря Бога за не­ожиданное изменение в гостиннике. Придя в храм Арханге­ла Михаила и поклонившись его святой иконе, он попросил и далее сохранять его невредимым от видимых и невидимых врагов, и так вернулся снова в свой дом.