Григорий Сергеевич Дебольский

Святые пребывали в непрестанных подвигах поста и молитвы, постоянно стояли на духовной страже за собою. Но нас, немощных членов своих, Церковь временно поставляет на эту стражу. Как воин, стоя на страже, ни ест, ни пьет, бдительно наблюдая за своим постом, так и мы, преимущественно в дни поста, назначенного Церковью, непременно должны отказаться от излишества и роскоши в пище, питии и вообще в удовольствиях для плоти, бдительно наблюдая за собою, охраняя и очищая себя от греха. И как воин не всегда стоит на страже и, оставляя ее, пользуется большею свободой, нежели в часы стражи, так и мы, духовные воины Иисуса Христа, не всегда держим строгий пост, но особенно в назначенные Церковью дни, по прошествии которых нам дозволяется большое Христианское ослабление жизни. Так как время и правила поста определяет Церковь, сообразно с указаниями слова Божия, поэтому заповедь Божия о посте есть и заповедь Церкви.248

Время для ежедневного принятия пищи в постные дни, по древнему обычаю, начинается позднее обыкновенного, большей частью вечернее. Этот обычай есть и священный, и естественно проистекающий из обязанности и усердия постится. До вечера постились в ветхозаветной Церкви (Суд. 20, 26; 2 Цар. 1, 12; 3, 35).

Хранить ежедневное пощение до вечера также и Церковь Христианская издревле до сих пор предает нам. Об этом апостольском обыкновении свидетельствует Тертуллиан,249 писатель 2 и 3 века, Евсевий,250 св. Епифаний Кипрский 4 века251 и многие другие писатели Церкви.

Иные из православных постов постоянно бывают в одни и те же числа месяца, а другие в разные числа; поэтому православные посты можно разделить на преходящие и непреходящие. Иногда Церковь поставляет нас на духовную стражу за собой продолжительнейшую – многодневную, иногда же краткую – только однодневную; поэтому посты Православной Церкви могут быть разделены на многодневные и однодневные.

Посты многодневные.

Великий пост.

Многодневные посты, соответствующие четырем временам года и положенные Церковью перед великими праздниками, четырежды в год призывают нас к духовному обновлению во славу Божию, подобно природе, поведающей славу Божию в каждую четверть года, и духовно приготовляют к участию в святой радости грядущих праздников, много возвышаемой разговением.

Великий пост.

После сыропустной недели, или, говоря просто, после масленицы, с понедельника начинается первый многодневный пост. Он есть весенний252 и называется Великим, по особенной важности установления его. Он состоит из поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. В постановлениях Апостольских о Великом посте говорится:«Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятницы) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начинаясь со второго дня (т. е. с понедельника), а оканчиваясь в пятницу: потом начинайте св. седмицу Пасхи (т. е. страданий Христовых, постясь во время ее все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих».253 В этих постановлениях Великий пост представляется содержащим св. Четыредесятницу и пост Страстной седмицы. Св. Епифаний кипрский пишет:«Четыредесятницу до семи дней св. Пасхи (до Страстной недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении».254

Пост св. четыредесятницы.