Григорий Сергеевич Дебольский

Заповедуя нам всегда приходить в храмы Божий с благоговением Церковь старается усилить и возвысить эти священные чувства особенно в дни святой и великой Четыредесятницы. Церковь предписывает, чтобы каждый христианин, особенно духовного чина, при вхождении и исхождении из храма полагал три поклона прямо против царских врат.«Собираемся в церковь, – говорит церковное правило, – и творяще прежде начала пения, кийждо нас, прямо святых дверей, поклоны три, глаголюще сице: Боже, очисти мя грешного, и помилуй мя: такожде и исходяще из церкве. Сице творим по вся дни (кроме суббот и недель), и целуем святые иконы»322 и проч.

Еще большего благоговения, смиренного и молитвенного настроения духа Церковь требует от христиан во время присутствия в храме Господнем при богослужении.«Не имать кто власти, – заповедует она, шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым: руце имуще согбены к персам, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком; молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную». Хотя это правило преимущественно относится к слушанию шестопсалмия,323 но дух его может и должен простираться на все время пребывания нашего в храме, от начала и до конца того или другого богослужения. Надобно присовокупить к сему, что благочестивым отшельникам заповедуется молчание, возбраняется шептать и разговаривать даже в то время, когда они из храма возвращаются в смиренные келий или идут для исполнения каких?либо общежительных служений и потребностей.«По отпущении же исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келий своя или на службу; и не подобает нам беседы творити друг со другом на монастыре, в пути; удержано бо (запрещено) ею от святых отцев».324 Весьма было бы полезно, если бы и никто из христиан не исключал себя из этого мудрого правила, которое направлено к тому, чтобы смягчить наши души, ввести нас – сколько можно глубже – в самих себя, возбудить искренние чувства раскаяния. Вместо напрасных слов и пустых разглагольствий Церковь советует постоянно заниматься чтением или слушанием душеспасительных книг, пением псалмов Давидовых, повторением церковных молитв. Так, для отшельников она положила правило,«чтоб после утрени и первого часа они оставались до известного времени в притворе церковном и слушали богомудрые огласительные поучения преподобного Феодора Студита».«По отпусте же (по окончании первого часа) исходим в притвор, – говорит правило Устава, – и там глаголются обычные молитвы (т. е. совершается лития), и читаются оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита;325 читаются же непременно во всякую среду и пяток святые Четыредесятницы – от настоятеля или екклисиарха; после этого уже бывает совершенный отпуст.326 По окончании великого повечерия не только отшельники, но и каждый христианин, идя из храма Божия в дом свой, должен мысленно возноситься к Богу и читать про себя трогательную прощальную молитву церковную:«Ненавидящих нас прости, Господи человеколюбче».«Отходим в келий наши, – предписывает правило Устава, – глаголюще молитву эту, яже и от всякого человека глаголется: ненавидящих и обидящих нас.«Сей чин бывает во всю святую Четыредесятницу в повечериях». Если бы от богослужения и необходимых, безгрешных занятий житейских оставалось у нас еще свободное время, в таком случае Церковь, кроме храмового, указывает на домашнее чтение Псалтири и в образец приводит палестинских отшельников, говоря:«Прияхом же в Палестине, и в своих келиях коемуждо пети псалтир: и могущий убо совершают ю дненощно: овии же трижды в седмице, овии же дважды».327 Имея попечение о спасении душ наших, св. Церковь всеми мерами и правилами желает привести нас в такое положение, чтобы мысль наша, хотя однажды в году, вся была постоянно устремлена внутрь себя и возносилась горе к Богу Спасителю нашему.

Церковь, руководствуя нас благоговейно стоять в храме Господнем, внушает нам с древних пор во время Великого поста соединять богослужение особенно с коленопреклонениями. Тертуллиан около 190 года по Р. X. писал:«В дни поста и бдения мы не иначе молимся, как с коленопреклонением, стараясь всячески изъявлять наше смирение: тогда мы не только молимся, но и просим о прощении грехов, совершаем дело покаяния».328

Молитвенные поклоны во время Великого поста Церковь разделяет на великие и малые: великий поклон бывает в землю, – «елико мощи главою до земли довести»; легкий, или малый, поклон – в пояс,«елико может человек право (прямо) стоя поклониться, не падая коленми, ниже главу преклоняти до земли». Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов, суть 300, кроме полунощницы.329 Значительнейшая часть поклонов относится к чтению молитвы св. Ефрема Сирина:«Господи и Владыка живота моего»и пр. Эту краткую и умилительную молитву Церковь издавна особенным законоположением определила, изъяснив как образ чтения ее, так и совершения поклонений.«Не бо туне, ни якоже прилучися, – сказано в Уставе о святых поклонах и молитве, – умыслиша святии Отцы, и Церкви Устав предаша; но разум (т. е. глубокое значение), имущее во святых поклонех и молитве». И далее:«От древних харатейных святых книг списавше и от ведущих в сие искус (имеющих в этом деле опытность) испытахом, что глаголются великия поклоны, и кий образ имеют творения, егда с молитвою святого Ефрема творятся». Чтобы предупредить шум и суетливое движение, могущее произойти при поклонениях, особенно в том случае, когда в храме есть много молящихся, церковное законоположение учит произносить молитву и покланяться косно, не спеша, и соображаясь с действиями священнослужителя.«Егда время приблизится святым великим поклоном быти, тогда, кийждо воздев руце, и купно чувственныя и умныя очи к Богу, стоя прямо и неуклонно зря к Богу душевне и телесне, должен начать с умилением и страхом Божиим, а у кого, есть дарование слез, то и со слезами первую часть молитвы:«Господи и Владыко живота моего»и проч. По прочтении первой части сотворить большой поклон. После того, поднявшись от земли, стать в прежнем положении и с прежним чувством умиления и страха Божия произносить вторую часть молитвы:«Дух же целомудрия»и проч., и опять великий поклон. Таким же образом надлежит совершить и третью часть молитвы:«ей, Господи царю», – и положить третий поклон великий. Творя далее двенадцать поклонов малых (и последний великий), надобно сперва произносить краткую молитву:«Боже очисти мя, грешного, и помилуй мя», а потом кланяться, и все должно производить с благоговейною тихостью, приличием и благочинием. Устав никому не позволяет отступать от предписанного порядка молитвы и поклонения Господу и Владыке жизни нашей.«Тем же, елико есть от вас хотяй кто святых отец предания хранити, и во святей Церкви благочинно управити (совершать) молитву и поклоны: аще ли предстоятель, да не нерадит нимало о сих; аще ли причетник, или людянин да внимает: идеже написано:«великий поклон», да творят великий, неспешно по изглаголании святые молитвы, со страхом Божиим; а идеже просто поклон написан, да творят просто поклон: и не вкупе с молитвою, но прежде молитву, и по молитве поклон».

Не без особенной благой цели Церковь входит в подробности о совершении молитвы и поклонов; ибо безобразно кланяющийся, не зная, как должно молиться, или не делая так, как надобно, невольно нарушает благоговение, и не только не приносит пользы душе, но и делает тяжкий грех. Итак, Устав обличает – неведущих добре святою молитвою молитися, которые покланяются не по преданию церковному, а по принятой привычке, – «елико кто како составил свой нрав. Немного сгорбится, немного наклонится, потом восклонится, крестяся главою кивает и думает, что тем он исполняет чин преданных от отец поклонов. Суетные поклоны!«Для устрашения людей, ничему не хотящих научиться, ни послушаться, в Уставе с благоговейным трепетом указано правило седьмого Вселенского Собора, которое торжественно возглашается в неделю православия и которым подвергаются анафеме все презрители отеческих преданий.330

К великопостным поклонам относится вержение долу и коленопреклонение, или стояние на коленях. Повергаемся на землю в конце великого повечерия, при произнесении последней вечерней молитвы.«Подобает ведати, – говорит правило церковное, – яко вящшии уставы и обычаи повелевают после:«и даждь нам Владыко», пасти всем на землю и глаголати священнику велегласно молитву:«Владыко многомилостиве, Господи Иисусе, Христе Боже наш»331 и проч. Повергаемся ниц на Литургии преждеосвященных, когда бывает ход со святыми дарами.«Когда Божественныя преносятся Тайны, вси людие поклонение Богоподобное, и певцы, ниц падше, Христу Богу, в тайнах сущему, творят».332 Стоим на коленях также на Литургии преждеосвященных в то время, когда поются молитвенные стихи Давидовы:«да исправится молитва моя, яко кадило перед Тобою»333 и проч.

Богослужение в Великий пост, как во время, преимущественно посвященное Богу, бывает продолжительнее, нежели в прочие дни. Ежедневно, в Великом посту, кроме дней субботних и праздничных бывает великое повечерие. В составе великопостного богослужения многократно повторяется коленопреклоненная молитва св. Ефрема Сирина. Псалтирь в Великий пост еженедельно прочитывается при богослужении дважды.334 На простодневных службах Четыредесятницы положено гораздо более, чем в другие времена года, поучительных чтений, заимствованных из книг богослужебных и церковно–поучительных. Так, кроме Псалтири, паремий, канонов и молитв, указано Уставом на утренях два чтения из бесед Ефрема Сирина – одно после первой кафисмы, другое после второй; два чтения из Лавсаика – одно по третьей кафисме, другое по третьей песни канона: чтение либо из Синаксаря, либо из Пролога по шестой песни; оглашения Студитовы по окончании первого часа.335 На часах положены три чтения из Лествицы св. Иоанна Лествичника;336 на утренях суббот и недель указано читать беседы Иоанна Златоуста на шестоднев.337

По мере умножения чтений уменьшено количество церковного пения; тропари, стихиры и другие священные песни, назначенные для пения, слышатся реже, – и те содержания большею частью догматического, которое более назидает, чем восторгает. Даже напевы или гласы положены такие, которые способнее прочих расположить дух и сердце христианина к сокрушению о грехах своих. Сверх того Церковь дает особенные наставления, при каждом случае, как должно совершать чтение и пение: где гласом тихим и кротким, где велегласно и косно (протяжно); что гласом низким, что высочайшим, и паки повышшим; все повелевает петь и читать не борзяся, с благоговением, умилительностью и сладкопением.338 Пение непристойное и неблагоговейное Церковь называет бесчинным воплем.«Подобает бо пети благочинно, и согласно возвышати Владыце всех и Господу славу, яко едиными усты от сердец своих».339

Самая внешность храмовых действий с наступлением Великого поста ощутительно изменяется, сообразно времени покаяния. Церковное облачение священнослужителей бывает проще и печальнее обыкновенного; а часто употребляется одна только эпитрахиль. Освещение храмов слабее, каждение фимиамом и отверстие царских врат реже; церковная обрядность Великого поста приведенная в возможную степень простоты, с одной стороны выражает истинное свойство поста, с другой живо напоминает и как бы осязательно представляет Иорданскую пустыню, в которой Господь Искупитель наш постился сорок дней и тем положил основание святой и великой Четыредесятнице.340

В заключение обо всех обрядовых особенностях Великого поста Церковь говорит:«И сия проходящий, получим милость Божию зде, и в будущем веце царство небесное, о Христе Иисусе Господе нашем».341

Сообразно печали, яже по Бозе, и чтобы содействовать нам к соблюдению поста,342 Церковь издревле постановила в эти дни, кроме суббот, воскресных дней и праздника Благовещения, совершать Литургию неполную – преждеосвященных даров,343 чтобы радостное священнодействие полной Литургии, за которой в первые времена тотчас следовала и радостная вечеря любви (Деян. 2, 46), не умаляло сокрушения о грехах и пощения, потребных в дни Великого поста.344 Постановление Церкви совершать полную Литургию по воскресным дням и субботам Великого поста издревле освящено примером Церкви первенствующей, непрерывно в каждую субботу и в каждый воскресный день приносившей бескровную Богу жертву благодарения – в субботу в воспоминание создания мира,345 а в день воскресный – в воспоминание искупления его, запечатленного воскресением Христовым (Деян. 2, 46).346 Но по субботам Четыредесятницы, когда обыкновенно бывают многие причастники тела и крови Христовых, торжествуя с ними и согласно с этим великим торжеством доставляя им покой от седмичных трудов поста и стояния, Церковь совершает более краткую Литургию св. Иоанна Златоустого. Разделив же с причастниками духовную радость и покой по субботам, в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного, в который бывает дванадесятый праздник, Церковь совершает пространнейшую Литургию Василия Великого, внушая, что в самые воскресные дни Четыредесятницы прилично нам продолжительнейшее стояние на молитве при богослужении. Посему самый пост в воскресные и субботние дни Четыредесятницы издревле ослабляется.347 На ослабление поста в эти дни Церковь указывает также и богослужением полной Литургии и без соединения с вечернею. Так дни субботний и воскресный во время Великого поста издревле служат днями отдохновения от седмичных подвигов поста. Св. Златоуст говорит:«Премудрое устройство по отношению к нам имеет св. Четыредесятница. Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, так и в настоящее время св. Четыредесятницы вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня (субботний и воскресный) в седмице, как бы гостиницы, как бы берега и пристани для краткого отдохновения, чтобы они, и тело успокоив несколько от трудов поста и душу одобрив, опять по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь и продолжали это прекрасное и спасительное путешествие».348

Кроме же суббот, воскресных дней, праздника Благовещения, недели Ваий и иных торжеств, в которые Уставом Церкви постановлено совершать в продолжение Четыредесятницы – по понедельникам, вторникам и четвергам, исключая четверток пятой недели, Часы, а по средам, пятницам, как в дни Господни и в четверток пятой седмицы – неполную Литургию преждеосвященных даров, после которой древле не могло быть и обычной вечери любви. Впрочем, Литургия преждеосвященных даров как великопостная, в случае нужды совершается иногда и по понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста. Преимущественно же совершать ее по средам и пятницам св. Четыредесятницы принято Церковью, по древнему обычаю,349 сообразно со священными воспоминаниями в эти дни Креста, как дни Господни, отличающими их издревле от субботы и дня воскресного и от прочих дней седмицы.350 Как суббота и день воскресный, сообразно священным воспоминаниям, соединенным с ними, издревле отличаются от прочих дней седмицы всегдашним совершением полной Литургии, так среда и пятница во время Четыредесятницы издревле также по преданию отличаются от прочих дней седмицы, т. е. от понедельника, вторника и четвертка, совершением Литургии преждеосвященных даров. Соединяя богослужение Часов и Литургии даров преждеосвященных во время Великого поста с вечерним пением, Церковь, согласно с древним преданием, внушает тем ежедневное, кроме субботы и дня воскресного, хранение поста до вечера и однократное в день принятие пищи в продолжение Четыредесятницы.«Целый день провели мы, – говорит св. Златоуст антиохианам, – без пищи, а вечером поставим себе трапезу, не похожую на вчерашнюю, уже другую, более скромную».351

В продолжение Великого поста, изображая преимущественно грехопадения и уклонения наши от предназначенной цели бытия и руководствуя нас, падших в грех, к духовному благодатному обновлению и блаженному бытию, во Иисусе Христе, Церковь ежедневно обличает нас в грехах и угрожает за них правосудием Божиим, а кающимся и обращающимся к Богу обещает благодатные плоды покаяния, читая ежедневно на шестом часе слова пророка Исайи по порядку книги от первой главы. А на вечерни ежедневно произносит паремии из книги Бытия, а на страстной седмице из Исхода, начиная чтение о сотворении мира и продолжая до первой ветхозаветной Пасхи, установленной при исходе евреев из Египта, в память избавления их от рабства египетского, внушая этими паремиями, что как создание мира совершилось, так и наше освящение и исшествие из рабства греха совершается благодатью Божией. Чтение книги Бытия при богослужении в Четыредесятницу сохраняется с первых времен христианства; св. Златоуст в 4 веке говорил об этом чтении, как уже о бывшем издревле.352 К паремии из книги Бытия ежедневно присовокупляется паремия из книги Притчей, внушающих любить и приобретать более всего Божественную премудрость, для которой создан человек и которая есть сам Господь. На Литургиях в субботние и воскресные дни св. Четыредесятницы Церковь большею частью произносит Евангелие от Марка, которое краткостью своего радостного благовестия особенно соответствует дням сокрушения о грехах.

Не ежедневно совершая в Четыредесятницу Божественную Литургию, Церковь постановила перелагать во время Великого поста поминовения усопших на субботы и на дни, когда можно есть мясо, и тем вместе удаляет от дней строгого поста трапезы, которыми по древнему обычаю сопровождаются иногда поминовения умерших.353«Аще будет брату нашему отыти ко Господу во святых сих днех (т. е. Четыредесятницы) посредине седмицы не бывают третины его, даже до пятка вечера, тогда бо совершается панихида его: подобие и в субботу Литургия его. Во грядущую же субботу бывают девятины его, аще случится, аще ли ни. Четыредесятины же его бывают, егда число его исполнится. Приношения же и памяти его начинаются от новыя (т. е. Фомины) недели, даже до исполнения дней Четыредесятницы».354 Удаляя по возможности во время Великого поста всякую радость и внушая, чтобы каждый из нас в это время помышлял особенно о своих согрешениях, Церковь на Лаодикийском Соборе постановила не праздновать в Четыредесятницу дни рождения, т. е. представления мучеников, но совершать память их в субботы, а дни воскресные.355 Исполняя это правило Собора, Церковь совершает память св. великомученика Феодора Тирона не в первый и не в иной день первой седмицы Четыредесятницы, но в субботу этой седмицы.