«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как может зачаться и родиться младенец не нарушая печати девства? - Там, где действует всемогущая воля Божия - побеждаются естества уставы. Так же, как произошла силой Божией вода из цельного и невредимого камня (Исх. 17, 1-7). Как купина горела и не сгорала (Исх. 3, 2-3). Как Спаситель после Своего славного воскресения входил к ученикам сквозь затворенные двери (Ин. 20, 19, 26). Поэтому святая Церковь воспевает в день Светлого Христова Воскресения: «Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери».

«Святую Деву, - утверждает св. Кирилл Александрийский в деяниях Третьего Вселенского Собора, - не представляют иначе, как Богородицей». К упомянутым свидетельствам можно присоединить и другие - не менее важные. Так, едва Пресвятая Дева «обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Мф. 1, 18) и «во дни тыя» направилась в дом Захариин, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету, последняя при встрече с Ней не только «велиим гласом» назвала Ее благословенной в женах, но и исповедовала Ее матерью своего Господа, или, что то же, - Богородицей. Примечательно, что св. Евангелист отметил: Елизавета исповедала сие не сама по себе, не от себя, а «исполнися Духа Свята» - по внушению Духа Святого (Лк. 1, 39-41).

Строго следуя учению Священного Писания, св. отцы Церкви говорят: «Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого» (Св. Игнатий Богоносец I век). «Тот, которого Бог обещал Давиду от плода чрева его восставить (как) Царя Вечного, есть Тот Самый, Который родился от Девы из рода Давидова» (Св. Ириней Лионский).

«Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и напоследок дней воплотившийся от Девы, родившийся, Ему только ведомым образом, бессменно и неизреченно, сохранивший девство не растленным... Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его» (Преп. Ефрем Сирии). «Если кто не признает Марию Богородицей, то он отлучен от Божества, - пишет Святитель Григорий Богослов. Святая Церковь устами св. отцов учит: Дева Мария родила не простого человека, но Бога во плоти и потому почитается Богородицей.

Будучи Божией Матерью Пресвятая Дева остается и вечной любящей человечество Матерью, его Молитвенницей и Заступницей... В св. Евангелии мало говорится о Ней, чем лишний раз подтверждается Ее глубокое смирение и великая кротость. Но святой евангелист Иоанн, попечению которого Спаситель со креста вручил Свою Мать, рассказывает об одном событии, когда ярко проявилась совокупность достоинств Девы Марии и, прежде всего, Ее любовь к людям, забота о них.

Господь наш Иисус Христос вместе с учениками был позван на брак в Кану Галилейскую. Была здесь и Его Мать. Случилось, что на браке не хватало вина. И Матерь Божия обращается к Сыну со словами: «Вина не имут». А слугам Она тут же говорит: «Еже аще глаголет вам (Христос), сотворите» (Ин. 2, 1-5). В этих простых словах глубокое содержание. Богородица не повелевает властью Своему Сыну: дай им вина, сотвори чудо и прославь Себя и Меня! Нет! Она смиренно, кротко говорит о горечи жениха. Скорее всего эти слова надо принимать лишь как размышление вслух:ведь Она знала, что перед Ней Всеведущий Господь, Которому ведомы все тайны. Но Она размышляет, а вернее - ходатайствует, ибо Она заботливая, любящая человечество Мать. В этом ходатайстве проявились и другие великие достоинства Пресвятой Девы: непоколебимая вера и несомненная надежда - Она и верила во всемогущую силу Сына Божия и надеялась, что Он исполнит Её благое прошение. Что именно такое имела убеждение Заступница, свидетельствует Ее распоряжение слугам жениха: что скажет вам сын, то и делайте!

Будучи близкой людям в их нуждах еще при Своей земной жизни, Она такой же пребывает и уйдя в обители Своего Божественного Сына - как гласит св. Церковь о Ней: «Во успении мира не оставила еси, Богородице» (из тропаря на Успение Божией Матери). О постоянном небесном заступничестве Божией Матери нагляднейшим образом свидетельствуют Ее многочисленные чудотворные иконы, через которые много излилось благодати Божией и продолжает изливаться.

Само название св. икон напоминает нам о великой любви Божией Матери, о близости и скорому заступничеству к роду человеческому: «Взыскание погибших», «Воспитание», «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалях Утешение», «Милующая», «Нечаянная Радость», «Отрада», «Скоропослушница», «Спасительница утопающих», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Утоли моя печали», «Целительница»... Список можно продолжать на основании наличия св. икон Милостивой или исторических данных, но он никогда не будет закончен, ибо Ее пребывание среди людей не прекращается.

Молитвенное почитание в Православии Пресвятой Девы Марии велико. Нет ни одной православной семьи, в доме которой не было бы ее святой иконы. Нет ни одного православного христианина, жизнь которого так или иначе не была бы соединена с памятью Божией Матери или с молитвенным обращением к Ней. В богослужении же Православной Церкви пречистое, преблагословенное имя Ее поминается и призывается всегда.

Святая Православная Церковь, прославляя Пресвятую Деву Марию, наставляет, что почитать Ее должно не как Бога, а как Святейшую всех святых, что воздаваемая Ей честь относится к Самому Богу. Православные христиане поклоняются Богородице с величайшим благоговением, ибо после Бога нет никого более достойного их любви - Она Сама больше других праведников любит спасенных страданиями Сына Ее и скорее всех приходит на помощь. Она ближе всех стоит к верным Ее Сыну. С почитанием Божией Матери в Православной Церкви соединяется особая теплота, нечто родное, дорогое, свое. Отними это почитание - придет холод.

Наконец, благоговение перед Божией Матерью есть лучшее средство, одна из самых действенных сил к подлинному покаянию, исправлению, к преуспеванию в духовной жизни. Через Нее сошел Бог на землю, и через Нее восходят на Небо - к Богу.

Ея же всесильными молитвами да сподобимся и мы жизни вечной во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки. Аминь.

ПОЧИТАНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА