«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В таком состоянии ум наш и все душевные силы собираются в одну точку и не могут распростираться на множество слов. Здесь мы достигаем простоты своей духовной природы и вступаем в единство самосознания, и будучи единичны по всему, неизреченно и благодатно делаемся причастниками Божеского естества (2 Петр.1,4).

При множестве же помыслов, желаний и чувств, достигнуть такого общения с Богом нельзя, потому что они как вещественная какая преграда стоят между нами и Богом.

В производстве умносердечной Иисусовой молитвы, творимой в покаянном настроении души и глубоком сокрушении, действительно чувством сердца слышится и ощущается, что имя Иисус Христово есть Сам Он: Божественный Спаситель наш, Господь Иисус Христос и нет возможности отделить Имя от Лица именуемого. Но оно сливается в тождество и проницается одно другим и есть одно [третья заповедь, данная Моисею: не приемли имени Господа Бога твоего всуе, ибо Господь не оставит без наказания того, кто имя Его произносит напрасно (Исх.20,7) – ред.].

Потому и страшно имя Иисус Христово для всякой твари, что она слышит в нем Самого Господа. По тому же самому, приписывается сему имени боголепная честь, поклонение, и почитание. Как свидетельствует святой апостол: да о имени Иисусове всяко колено поклонится: небесных, земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп.2,1011). Подтверждение всему вышесказанному отчасти можно видеть в следующем кратком учении святых отцов:

«Чтобы узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно отвлечь себя от видимых предметов, погрузить ум внутрь сердца и вопиять: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного . Тогда, по мере усердия и горячности духа к возлюбленному, находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание высшего просвещения. Когда человек созерцает внутренне свет вечный, то ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя, но желает скрыться в сердце земли, чтобы не лишиться сего истинного блага – Бога».

Вечная же жизнь, по разуму церковных учителей, будет состоять в ближайшем, насколько доступно для твари, единении с Богом и в зрении Его неисповедимой славы, как говорит о сем святой Иоанн Богослов: тогда узрим Его, якоже есть (1 Ин.3,2).