«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Потому и страшно имя Иисус Христово для всякой твари, что она слышит в нем Самого Господа. По тому же самому, приписывается сему имени боголепная честь, поклонение, и почитание. Как свидетельствует святой апостол: да о имени Иисусове всяко колено поклонится: небесных, земных, и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп.2,1011). Подтверждение всему вышесказанному отчасти можно видеть в следующем кратком учении святых отцов:

«Чтобы узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно отвлечь себя от видимых предметов, погрузить ум внутрь сердца и вопиять: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного . Тогда, по мере усердия и горячности духа к возлюбленному, находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание высшего просвещения. Когда человек созерцает внутренне свет вечный, то ум его бывает чист и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но весь будучи углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не хочет зреть и себя, но желает скрыться в сердце земли, чтобы не лишиться сего истинного блага – Бога».

Вечная же жизнь, по разуму церковных учителей, будет состоять в ближайшем, насколько доступно для твари, единении с Богом и в зрении Его неисповедимой славы, как говорит о сем святой Иоанн Богослов: тогда узрим Его, якоже есть (1 Ин.3,2).

Глава 27.

О чрезвычайной важности в деле нашего вечного спасения Иисусовой молитвы. Ее объяснение; сравнение с прочими молитвами и ее достоинство

Было рассуждение между нами – пустынниками Кавказских гор – о том, почему в писаниях святых отцов учение о молитве составляет главное и коренное учение.

Говоря о многих и различных предметах, существенно необходимых ко спасению, они дают им значение второстепенное – вообще подготовительное, но говоря о молитве, называют ее окончанием всех подвигов и покоем в Боге.

Так святого Исаака – отца и наставника пустынников – иногда спрашивали ученики: «когда человеку можно узнать, что он достиг полного совершенства?»

Святой отец отвечал: «когда достигнет ко непрестанной молитве, тогда он делается жилищем Святого Духа, и, по слову Писания, не к тому себе живет, но живет в нем Христос (Гал.2,20). Он, Господь Иисус Христос, составляет внутреннюю силу, корень и державу всякой нашей молитве, возносимой от земли на небо.

Учение святых отцов истинно и свято ибо основано на Священном Писании, проверено и утверждено опытами целой жизни. Это есть драгоценное наследие, оставленное нам великими отцами и подвижниками благочестия, которые трудами и потом проходили стези, исполненные крови, и оставили нам в руководство неоцененное благо, заключенное в их святых писаниях. Проницая в самые глубины духовной жизни, они весьма хорошо видели и разумели – в чем состоит самая сущность, сила и корень духовной жизни, и охотно постарались передать это чрез писания нам – своим потомкам.