«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Согласно этому говорит и Исихий Пресвитер: «якоже невозможно солнцу воссияти без света, сице невозможно очиститися сердцу от скверных и губительных помыслов, кроме молитвы Иисусова имени».

Еще: «как Черному морю, – говорит он же, – невозможно быть посреде звезд, и как невозможно человеку, живущему на земле, не дышать воздухом, так невозможно, кроме имени Иисус Христова, избавится от скверных помыслов».

Он же: «если это истинно, как вижу на опыте, то будем возглашать сие имя так же часто, как дышим. Ибо оно свет, а те (помыслы скверные) тьма; и Он, призываемый Иисус, есть Бог и Владыка, а те слуги демонские. Если истинно хочешь покрыть стыдом помыслы, достодолжно безмолвствовать и без труда трезвенствовать сердцем, да прильнет к дыханию твоему молитва Иисусова – и в немного дней увидишь это на деле» (Исихий Пресвитер).

Ум, погрузившись в Имя Божие, не имеет в себе места для принятия сторонних помыслов – худые ли то будут или добрые. Ум, соединяясь в молитве или в Имени Божием с Господом, теряет свою естественную грубость, делается чистым, как небесный свет; он издалека видит приближающийся помысл и, будучи силен о Господе, даже не обращает на него и внимания, как занятый важным делом – беседою с Царем царствующих и Господом Господствующих.

Вот, видите: куда бы человек ни обратился, на всякую сопротивную вещь победа – есть Имя Божие. Потомуто и говорится, что молитва есть мать, глава и царица всем добродетелям. Господь Иисус Христос есть и называется Избавитель; и никто, точию Он Един, может нас избавить от многих помыслов, коими страждет всякий, необновленный Христовою благодатию, человек.

Глава 42.

О бесовских привидениях, кознях и страхах, коим подвергаются пустынножители и о средствах избавления от них

При прощании со старцем мы сказали: «нельзя ли, отец святой, услышать от вас чтонибудь по части бесовских привидений, страхов и козней, коими диавол устрашает в пустыне живущих ради своего спасения?»

Старец отвечал: «на что вам слышать то, что совсем неполезно и для чувства сердечного неприятно: деятельность вражью – губительную, злобную, исключительно направленную на пагубу человеческого рода, никогда непрестающую, по временам слышимые их игры, топот, пляски, свирели, гусли, самвики и всякого рода мусикийское согласие. Иногда же разнообразные страшилища, привидения и разные козни, что все по первому знамению крестного знамения исчезает, как о сем подробно говорится в житии святого Антония Великого, там и читайте, если вам интересно знать, что совсем не может принести для души никакой пользы».