«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Только лишь прекратив грешить телом, воз­можно приступить к следующей ступени — борь­бе со страстью в своем сердце.

Научая невидимой брани со страстью блуда, подвижники и святые советовали:

1) Воздержание в пище. «Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него» (св. Ефрем Си­рин). «Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева — виновник чистоты» (св. Еф­рем Сирин). Воздержание в пище имеет двой­ственное значение. Во-первых, как уже было сказано выше, умервщляя плоть, мы тем самым укрепляем дух для борьбы со страстями. Во-вторых же, укрепляя плоть, мы тем самым усиливаем ее желания, то есть чисто плотские страсти. Человек слабый и немощный никогда не будет столь страдать от блудной страсти, как сильный и здоровый мужчина. Даже если вспомнить стереотипы, то плотолюбец всегда представляется крепким мужчиной с хорошим аппетитом.

2) Воздержание в словах, особенно в праздных

беседах, смехотворстве, сплетнях и осуждении.

Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит: «Что мне делать, отец? Я страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону, и он сказал мне: не позволяй ей долго оставаться в тебе». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки — он на небе, вместе с Ангелами и не знает, что мы с тобой находимся во блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собой».

Воздержание речи, а в лучшем случае и мыс­ли очень важно. Празднословие, как и праздно­мыслие, может завести далеко. В принципе, любая праздность рождает блудную похоть, ко­торая проявляется либо в мысли, либо в слове.

Девушка на исповеди упоминает праздно­словие как один из своих грехов. Священник, услышав это, подхватывает ее речь:

— Ну, если празднословие, так, значит, и осуждение, и злословие, и сквернословие и многие другие прегрешения словом.

Пустая болтовня, кажущаяся на первый взгляд довольно безобидной, всегда делает чело­века более распущенным. Блуждая словом, мы так или иначе, начинаем затрагивать определен­ные предметы, обсуждая которые, разжигаем страсти.

3) Хранение чувств.

«Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя против­ник твой» (св. Ефрем Сирин). К этому совету можно прибавить рекомендацию воздерживать все свои пять чувств. Прежде всего, конечно, осязание, поскольку самым соблазнительным оказывается не зрение, а все-таки осязание. В дальнейшем нужно обратить свое внимание на зрение. Блуждающий взгляд часто выдает похот­ливость натуры. В частности, на Кавказе жен­щина, глазеющая по сторонам, считается распу­щенной особой и неизменно провоцирует массу неприличных предложений. Впрочем, в Европе ситуация мало чем отличается, просто причин­но-следственная связь менее осознанна.

4) Воздержание от праздного веселья и сме-

хотворства.