«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Девушка на исповеди упоминает праздно­словие как один из своих грехов. Священник, услышав это, подхватывает ее речь:

— Ну, если празднословие, так, значит, и осуждение, и злословие, и сквернословие и многие другие прегрешения словом.

Пустая болтовня, кажущаяся на первый взгляд довольно безобидной, всегда делает чело­века более распущенным. Блуждая словом, мы так или иначе, начинаем затрагивать определен­ные предметы, обсуждая которые, разжигаем страсти.

3) Хранение чувств.

«Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя против­ник твой» (св. Ефрем Сирин). К этому совету можно прибавить рекомендацию воздерживать все свои пять чувств. Прежде всего, конечно, осязание, поскольку самым соблазнительным оказывается не зрение, а все-таки осязание. В дальнейшем нужно обратить свое внимание на зрение. Блуждающий взгляд часто выдает похот­ливость натуры. В частности, на Кавказе жен­щина, глазеющая по сторонам, считается распу­щенной особой и неизменно провоцирует массу неприличных предложений. Впрочем, в Европе ситуация мало чем отличается, просто причин­но-следственная связь менее осознанна.

4) Воздержание от праздного веселья и сме-

хотворства.

«Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сде­лали они тебя бесстыдным; бесстыдство же есть матерь непотребства» (св. Ефрем Сирин).

5) Бесповоротное и решительное прекра-

щение всех незаконных отношений с другим

полом.

Бывает, что лукавый внушает тебе такую соблазнительную мысль: «Удовлетвори своей похоти, а после покаешься». На это отвечай ему: «А откуда мне знать, что будет у меня время покаяться, если я предамся блуду».

6) Воздержание от соблазна «последний раз»

попробовать.

Точно так же будет говорить он тебе: «Удов­летвори однажды своей страсти и успокоишься». Но вспомни о том, что чем больше ты ешь, тем больше хочется. Желудок твой растягивается и требует больше пищи, если же ты воздержива­ешься в еде, то и потребность в ней уменьшается с каждым днем. Так и с блудной страстью. Чем больше потакаешь ей, тем сильнее одолевает она тебя. Воздержание же ведет в конечном итоге к ослабеванию брани.

7) Мысленная борьба с блудными помысла-

ми и мечтаниями. Прекращение их творением

Иисусовой молитвы и взыванием к Богу: Госпо-

ди, помилуй меня, грешнаго.

Некто из святых сказал: «Блуд подобен псу: если будешь ласкать его, не отойдет от тебя, а если погонишь, убежит»

8) Стяжание смирения через признание того