«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

«Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сде­лали они тебя бесстыдным; бесстыдство же есть матерь непотребства» (св. Ефрем Сирин).

5) Бесповоротное и решительное прекра-

щение всех незаконных отношений с другим

полом.

Бывает, что лукавый внушает тебе такую соблазнительную мысль: «Удовлетвори своей похоти, а после покаешься». На это отвечай ему: «А откуда мне знать, что будет у меня время покаяться, если я предамся блуду».

6) Воздержание от соблазна «последний раз»

попробовать.

Точно так же будет говорить он тебе: «Удов­летвори однажды своей страсти и успокоишься». Но вспомни о том, что чем больше ты ешь, тем больше хочется. Желудок твой растягивается и требует больше пищи, если же ты воздержива­ешься в еде, то и потребность в ней уменьшается с каждым днем. Так и с блудной страстью. Чем больше потакаешь ей, тем сильнее одолевает она тебя. Воздержание же ведет в конечном итоге к ослабеванию брани.

7) Мысленная борьба с блудными помысла-

ми и мечтаниями. Прекращение их творением

Иисусовой молитвы и взыванием к Богу: Госпо-

ди, помилуй меня, грешнаго.

Некто из святых сказал: «Блуд подобен псу: если будешь ласкать его, не отойдет от тебя, а если погонишь, убежит»

8) Стяжание смирения через признание того

состояния жизни и души, в котором находишься,

справедливым для себя. Укорение себя и приня-

тие с благодарением Бога всех трудностей.

«Кто одним воздержанием пытается пресечь эту брань, тот подобен человеку, который усили­вается выплыть из пучины морской, действуя одной рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным» (прп. Иоанн Лествичник).

9) Оставление всяких воспоминаний о пред-

мете страсти, отогнание молитвой и воздыхани-

ем к Богу этих мечтаний.

«Не вдавайся в обман, юноша! Видел я неко­торых молящихся о любимых ими лицах, кото­рые, будучи побуждаемы на то блудной страс­тью, думали однако же, что исполняют долг свя­той любви» (прп. Иоанн Лествичник).

10) Не дозволяй себе днем помышлять о

бывших во сне мечтаниях; потому что бесы к

тому и стремятся, чтобы при помощи сновиде­ний осквернять нас, бодрствующих.

11) В наше время следует также соблюдать воздержание от обильного просмотра теле-, ви­део- и книжной продукции, которая, безусловно, направлена на разжигание соответствующих страстей, поскольку основной двигатель совре­менной культуры и экономики — похоть. При­чем жажда обладания (телом, вещью, пищей и т. д.), эта страшная сила ныне ничем не сдер­живается. Похоть — двигатель торговли, а куп­ля-продажа — основное занятие современного человека.

12) Не пребывай в праздности, потому что «праздность рождает любовь, а, родив, бережет и лелеет» (Овидий). О том, что труд, особенно физическая работа, помогает в борьбе с любыми страстями, св. отцы пишут довольно часто. Что же касается непосредственно блудной страсти, то от нее труд особенно хорошее лекарство. Наблюдая за своим повседневным поведением, мы рано или поздно понимаем, что, переживая неудачи на личном фронте, лучше всего «уйти с головой в работу». Но углубление в работу мо­жет только несколько ослабить блудную брань, а никак не искоренить из сердца помыслы. Исце­ляет же от блудной страсти слезная молитва, раскаяние и частое участие в Таинствах Испове­ди и Причастия.

Достичь же полной победы над блудной страстью нам, живя в окружении постоянных соблазнов, крайне сложно. Поэтому задача-ми­нимум для нас не падать телесно и хранить ум от соблазнов, а если и случиться упасть — не унывать, а чистосердечно открыть грех в Таин­стве Исповеди и просить Бога даровать нам силы на эту борьбу. Вообще, страсть блуда при остав­лении ее, приводит к нам уныние и тоску. С ними же лучше всего бороться при помощи чтения духовной литературы (художественной тоже), слушания духовной музыки, рукоделия и выпол­нения своих домашних и профессиональных обя­занностей. Часто в момент разрыва незаконной блудной связи с другим лицом помогает палом­ничество в монастырь, где молитвы у мощей святых, купание в святых источниках укрепляют душу в борьбе с этой страстью.