«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

________________________

вечных мук. А это-то и страшно. Ибо, совершив всякий иной грех, можно прийти в храм и обра­титься с покаянием к Богу, а здесь не к кому обратиться: человек сам закрыл для себя дверь спасения и отвратился от Бога.

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет сло­во на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12,31-32).

1) Грехи против Господа Бога.

Верование снам, гаданиям, астрологичес­ким прогнозам, гороскопам и т.п. Сомнение в вере. Леность к молитве и рассеянность на ней. Нехождение в Церковь, избегание испове­ди и Святого Причастия. Кощунство над свя­щенным. Нарушение постов или неточное со­блюдение их. Другими словами — это тот рас­сеянный, безрелигиозный, мирской образ жиз­ни, который проводит не только неверующий человек, но и большинство тех, кто считает себя православным. Это невнимательность к себе, «отпущение» себе множества «несерьезных» грехов, которые, как песок, накапливаются и накапливаются, пока совсем не засыплют чело­века с головой.

2) Грехи хулы на Духа Святого.

Чрезмерное упование на Бога или продол­жение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Этот грех встречается не так уж редко. Мно­гие из нас откладывают начало праведной жизни на завтра. «Вот, — думаем мы, — сейчас закон­чится период интенсивной работы, тогда и начну заботиться о душе. Ведь Господь сказал, что никогда не поздно прийти, и последним воздаст­ся так же, как первым». Или: «Еще немного погрешу и перестану, а потом покаюсь, и все простится».

Отчаяние, или противоположное чрезмер­ному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге оте­ческую благость и доводящее до мысли о само­убийстве.

Этим грехом страдают, как правило, люди, которые уже начали бороться со страстями. На каком-то этапе борьбы человек осознает свою чудовищную греховность и свое полное бесси­лие. Он перестает трудиться, потому что считает попытки изменить жизнь бесполезными и обре­ченными на провал. Впрочем, иногда подобную оценку своей жизни встречаешь и у людей, до­вольно далеких от веры: «Я уже столько наворо­тил в своей жизни, что все равно в ад попаду; так что нет никакого смысла спасать душу, уж лучше здесь нагуляюсь, пока есть возможность». Осознание своей греховности — это первый шаг к Царствию Небесному. Но важно также не терять надежду и веру в милосердие Божие. Господь всемилостив, и Он все простит, если увидит в нас искреннее раскаяние. Но дело даже не только в том, что в момент отчаяния мы забываем о милосердии Божием. Дело в том, что отчаяние в достижении желаемого убивает само желание. Потеряв надежду на спасение, мы уже не хотим спасения, а полностью погружаемся в свою депрессию. А, как уже говорилось, Господь не может навязывать нам Свою милость, на­сильно спасая нас от наших страстей.

Упорное неверие, не убеждающееся ника­кими доказательствами истины, даже очевид­ными чудесами, отвергающее самую дознан­ную истину.