«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если хочешь победить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий — и победишь.

Прп. Ефрем Сирин

В переводе на современный русский язык слово «чревоугодие» означает ублажение желудка. Потребность в пище естественна для человека и любого живого организма. Пища необходима для поддержания жизни в теле. Но часто мы едим вовсе не для поддержания жизни, а из любви к самому процессу поглощения пищи. Именно эта любовь к еде и называется чревоугодием.

Обладаем ли мы сластолюбием27 по отно­шению к пище или же нет, нормально ли мы питаемся с _______________________________ аскетически-христианской точки зре­ния, можно определить верно только с позиции психического отношения нас к этому акту. А наше отношение к еде складывается из двух вещей. Первое — это наше религиозно-нрав­ственное настроение по отношению к Богу, Вер­ховному Подателю пищи, как и всех благ вооб­ще. Ведь то, что сейчас я могу утолить голод, в отличие от многих других людей на планете, — это достаточный повод для обращения к Богу с благодарственной молитвой. Поэтому христиа­нин молится перед едой и после. Во-вторых, в понятие нормального отношения к пище входит мое самообладание, соразмеряющее с голодом количество, качество и время вкушения этой пищи. Ведь еда призвана в первую очередь обес­печить мне и моему телу здоровье и возможность активного действия, а не собственно наслажде­ние только. Господь создал человека так, что даже удовлетворение его телесных нужд достав­ляет ему удовольствие. Грехом же, то есть безза­конием по отношению к питанию, является же­лание человека вне зависимости ни от чего полу­чить наслаждение от еды, не принимая во внима­ние ни пользу, ни вред, ни свои реальные нужды. То есть мы грешим и чревоугодничаем тогда, когда стремимся не насытиться и удовлетворить голод, а получить удовольствие от процесса еды, ее вкуса, вида и качества.

На основе многочисленных писаний святых и преподобных выделим три основных вида чре­воугодия28:

а) Чревобесие — любовь к чрезмерному

количеству пищи. У каждого человека существу-

ет своя собственная норма, обусловленная по-

требностями его организма и образом жизни.

Святые отцы считали, что из-за стола надо выхо-

дить с легким чувством голода. Вся же пища,

съедаемая сверх необходимого минимума, идет

во вред душе. Чревобесие может выражаться в

сильном объедении или в постоянной потребно-

сти что-то жевать в течение всего дня.

б) Гортанобесие — наслаждение вкусом

пищи. Крайняя степень гортанобесия — это так

называемое гурманство, столь уважаемое куль-

турными, образованными людьми. Любовь к хо-

рошей кухне, к деликатесам, к определенным