«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

количеству пищи. У каждого человека существу-

ет своя собственная норма, обусловленная по-

требностями его организма и образом жизни.

Святые отцы считали, что из-за стола надо выхо-

дить с легким чувством голода. Вся же пища,

съедаемая сверх необходимого минимума, идет

во вред душе. Чревобесие может выражаться в

сильном объедении или в постоянной потребно-

сти что-то жевать в течение всего дня.

б) Гортанобесие — наслаждение вкусом

пищи. Крайняя степень гортанобесия — это так

называемое гурманство, столь уважаемое куль-

турными, образованными людьми. Любовь к хо-

рошей кухне, к деликатесам, к определенным

продуктам питания — вот признаки гортанобе-

сия. Проявлением той же страсти можно считать

любовь к сладкому или, напротив, предпочтение

острой или соленой пищи. В самой слабой ста-

дии своего развития гортанобесие проявляется в

принципиальном предпочтении одних продуктов

питания другим, а также в употреблении в пишу

продуктов, не составляющих необходимый раци-

он человеку: солений, маринадов,, разного вида

соусов и т. д. По мысли св. Василия Великого,

«страсть чревоугодия обыкновенно обнаружи-

вает свою силу не во множестве яств, но в

пожелании «в малом вкушении». Все дело ока-

зывается именно в том или ином психическом

отношении к физиологическому акту питания, а

не в этом последнем самом по себе — точно так

же, как и воздержание от пищи является делом

волевого решения и трудом души.

в) Раннеядение — несоблюдение времени принятия пищи.

Некоторые святые отцы относят к чревоуго­дию также пьянство. Конечно, Православная Церковь разрешает употреблять вино в умерен­ных количествах, но только в умеренных и пре­имущественно по праздникам. При этом надо отметить, что вино православным человеком дол­жно употребляться только с определенной целью (явно не для того, чтобы напиться до со­стояния невменяемости). Дело в том, что вино — это символ Крови Христовой. Оно позволяет человеку получить откровение, делает челове­ческое сознание более открытым для сверхчув­ственного мира. Но в том случае, если душа человека оказывается не подготовлена к приня­тию напитка, вино открывает ему не Божествен­ный мир, а бесовский. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но испол­няйтесь Духом... (Еф. 5; 18). Любовь к состоя­нию опьянения (уж не говоря об алкоголизме) является все той же страстью чревоугодия. Здесь же можно говорить о любви к вкусу того или иного напитка (кстати, Православная Церковь разрешает именно вино, и действие этого разре­шения лучше все-таки не распространять на какую-нибудь водку, текилу или виски).

Довольно часто в нас сочетаются все виды чревоугодия.