«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
сильном объедении или в постоянной потребно-
сти что-то жевать в течение всего дня.
б) Гортанобесие — наслаждение вкусом
пищи. Крайняя степень гортанобесия — это так
называемое гурманство, столь уважаемое куль-
турными, образованными людьми. Любовь к хо-
рошей кухне, к деликатесам, к определенным
продуктам питания — вот признаки гортанобе-
сия. Проявлением той же страсти можно считать
любовь к сладкому или, напротив, предпочтение
острой или соленой пищи. В самой слабой ста-
дии своего развития гортанобесие проявляется в
принципиальном предпочтении одних продуктов
питания другим, а также в употреблении в пишу
продуктов, не составляющих необходимый раци-
он человеку: солений, маринадов,, разного вида
соусов и т. д. По мысли св. Василия Великого,
«страсть чревоугодия обыкновенно обнаружи-
вает свою силу не во множестве яств, но в
пожелании «в малом вкушении». Все дело ока-
зывается именно в том или ином психическом
отношении к физиологическому акту питания, а
не в этом последнем самом по себе — точно так
же, как и воздержание от пищи является делом
волевого решения и трудом души.
в) Раннеядение — несоблюдение времени принятия пищи.
Некоторые святые отцы относят к чревоугодию также пьянство. Конечно, Православная Церковь разрешает употреблять вино в умеренных количествах, но только в умеренных и преимущественно по праздникам. При этом надо отметить, что вино православным человеком должно употребляться только с определенной целью (явно не для того, чтобы напиться до состояния невменяемости). Дело в том, что вино — это символ Крови Христовой. Оно позволяет человеку получить откровение, делает человеческое сознание более открытым для сверхчувственного мира. Но в том случае, если душа человека оказывается не подготовлена к принятию напитка, вино открывает ему не Божественный мир, а бесовский. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом... (Еф. 5; 18). Любовь к состоянию опьянения (уж не говоря об алкоголизме) является все той же страстью чревоугодия. Здесь же можно говорить о любви к вкусу того или иного напитка (кстати, Православная Церковь разрешает именно вино, и действие этого разрешения лучше все-таки не распространять на какую-нибудь водку, текилу или виски).
Довольно часто в нас сочетаются все виды чревоугодия.