Orthodoxy and modernity. Digital Library

Царства земного и плотского со Христом во главе могли ожидать только фарисеи, книжники и непосвященные, чтобы потешить свою алкающую гордыную. Спаситель же принес на землю учение новое - "Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5, 3).

Господь, устроив на земле Святую Церковь, соделал "нас царями и священниками" (Откр. 1, 6). Таким образом, Царство Божие уже достигло нас (Мф. 12, 28). Слова Писания "Царство Божие" (Лк. 9, 11; 13, 18), "Царство Небесное" (Мф. 3, 2; 23,13) обозначают сотворенную Господом Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Эта Церковь называется Царством Небесным, ибо ее основал сошедший с небес на землю Господь Иисус Христос. Умершие в праведности ее члены составляют на небе торжествующую ее часть, о чем свидетельствует Священное Писание: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12, 22-23).

В существование Царства Божия следует верить с такой же непреложностью, как в самого Господа Бога, сошедшего на землю и сказавшего: "создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). Иеговисты со своим учением появились только в конце XIX в., и не кощунство ли утверждать, что до появления некоего Ч.Рассела этого Царства не было? И разве неверны более слова Спасителя о том, что Святая Церковь стояла и стоит непоколебимо от дней святой Пятидесятницы? О всем этом неведомо лишь стоящим вне Церкви, а значит - и вне спасения.

Сам Господь научил нас молиться: "Да приидет Царствие Твое" (Лк. 12, 2). О том, что в Царствии Божием пребывали иные уже в первом веке от Христова Рождения, нам известно из слов Самого Спасителя: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого грядущего в Царствии Своем" (Мф. 16, 28).

Для достижения Царствия Христова всякому потребно первое воскресение. В Церковь Христову, в это Царство Божие, нельзя войти, не родившись прежде свыше от воды и Духа Святого, т.е. принять святое Крещение. Именно Крещение и называет Священное Писание нашим воскресением. Крещаемый умирает для земной греховной жизни и воскресает для духовной, для царства со Христом. В послании к Коллосянам апостол Павел говорит: "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых" (Кол. 2, 11-12). В послании к Ефесянам также читаем: "Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены - и воскресил с Ним" (Еф. 2, 5-6).

Все истинно верующие ныне пребывают в состоянии воскресения и духовного обновления, для них тысячелетнее царство Христово уже давно наступило. Хотя диавол и "ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Петр. 5, 8), но для "совоскресших" со Христом (Кол. 2, 12) и ставших "царями", "священниками", благодаря победе над своей природой и над страстями (Откр. 1, 6), обновляющих себя Духом Святым, его козни совершенно не опасны.

Господь обещает нам: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20), и мы верим, что там, где собираются двое или трое во имя Спасителя, является зримая часть Царства Божия и там, посреди их (Мф. 18, 20), пребывает Сам Спаситель.

Если кто-либо из сомневающихся спросит нас: "Как может царствовать на земле Господь, если "мир лежит во зле" (1 Ин. 5, 19)? - ответим: Господь "пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 10). Праведность, духовность и святость господствуют ныне над грехом, проклятием и смертию благодаря прославлению Имени Христова на земле. Спаситель для того умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, утвердил благое господство Святой Церкви среди живущих ради торжества Своего среди почивших праведников (Откр. 19, 22-23).

Священное Писание гласит, что невозможно быть в одно время славному Царству Христову и царству Зверя. Многовековое победоносное шествие христианства среди народов - очевидное тому свидетельство. Царство Христово пришло на землю еще в первом веке по Рождеству Христову, о чем повествует 5-й стих 20-й главы книги Откровений. Вот почему принявшие Слово Божие ожили в истине и царствуют со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших (под умершими понимаются живущие, но не ходящие в исполнении заповедей) не ожили, пока не окончится тысяча лет, оживление для них будет Воскресение тела.

Почему же Иоанн Богослов, объявляя о Царстве Божиим, пришедшем в силе, говорит именно о тысячелетнем царстве? Дело в том, что в Священном Писании слово "тысяча" всегда несет аллегорический смысл. В книге Второзакония сказано, что Господь за вину отцов наказывает детей до третьего и четвертого рода "и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди мои" (Втор. 5, 10). Такое же значение слова "тысяча" находим и у пророка Иеремии: "Ты являешь милость тысячам, и за беззакония отцов воздаешь в недро детям их после них" (Иер. 32, 18). До какого времени будет воздавать Господь детям нечестивцев? Очевидно, до времени их покаяния и исправления.

Псалмопевец Давид восклицает: "Перед очами Твоими тысяча лет (т.е. множество лет. - И.Е.), как день вчерашний" (Пс. 59, 5). Апостол Петр отмечает: "У Господа день один, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8).

Если бы Господь Иисус Христос восхотел устроить на земле праведникам именно тысячелетнее царство, то святые Апостолы непременно бы засвидетельствовали о том в Священном Писании. А все земные гонения на христиан и их притеснения неизбежно рассматривались бы с точки зрения существования этого тысячелетнего царства, ибо оно подавало бы сугубое утешение и подкрепление гонимым в перенесении ими скорбей. Нам же обещано совершенно другое - Небесное Царство (Мф. 11, 12), впрочем, земная, зримая ипостась его уже доступна для многих из праведников. В целом же христиане всегда будут гонимы (Деян. 14, 22) миром, плотью и диаволом и вполне вкусят блаженство после Воскресения в Царстве Небесном.

Священное Писание гласит: "В воскресении не женятся, но выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах" (Мф. 22, 30). Иеговисты, следуя греховному заблуждению ветхозаветных садукеев, утверждают, что во времена тысячелетнего царства не прервется деторождение, правда последние, ко всему прочему, учили, что и самого воскресения не будет. Легковесны также доводы сектантов, прибегающих к авторитету Отцов Церкви. Иные из них - святой Иустин Философ, святой Иереней Лионский, Мефодий - епископ Потарский - действительно исповедали учение о тысячелетнем царстве. Однако большинство святых учителей решительно восставали против соблазна хилиастов. "Если и можно было бы держаться учения о хилиазме, как частного мнения, то лишь до" поры, пока не вынесла об этом своего суждения Церковь Вселенская. Но когда Второй Вселенский Собор (381 г.), осудив заблуждения еретика Апполинария, отверг и учение его о тысячелетии Христовом и для того внес в самый символ веры слова о Христе: "Его же Царствию не будет конца", следовать этому учению даже как частному мнению "совершенно непозволительно православному христианину"184.

Сектанты учат, что ради пребывания в тысячелетнем царствии воскреснут праведные, равно как и неправедные, а также сподобятся его достойные из живущих. Книга Откровение не дает основания для такого вывода. Вот что на сей счет повествует Тайнозритель: "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились Зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр. 20, 4-6).