Orthodoxy and modernity. Digital Library

Если кто-либо из сомневающихся спросит нас: "Как может царствовать на земле Господь, если "мир лежит во зле" (1 Ин. 5, 19)? - ответим: Господь "пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 10). Праведность, духовность и святость господствуют ныне над грехом, проклятием и смертию благодаря прославлению Имени Христова на земле. Спаситель для того умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, утвердил благое господство Святой Церкви среди живущих ради торжества Своего среди почивших праведников (Откр. 19, 22-23).

Священное Писание гласит, что невозможно быть в одно время славному Царству Христову и царству Зверя. Многовековое победоносное шествие христианства среди народов - очевидное тому свидетельство. Царство Христово пришло на землю еще в первом веке по Рождеству Христову, о чем повествует 5-й стих 20-й главы книги Откровений. Вот почему принявшие Слово Божие ожили в истине и царствуют со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших (под умершими понимаются живущие, но не ходящие в исполнении заповедей) не ожили, пока не окончится тысяча лет, оживление для них будет Воскресение тела.

Почему же Иоанн Богослов, объявляя о Царстве Божиим, пришедшем в силе, говорит именно о тысячелетнем царстве? Дело в том, что в Священном Писании слово "тысяча" всегда несет аллегорический смысл. В книге Второзакония сказано, что Господь за вину отцов наказывает детей до третьего и четвертого рода "и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди мои" (Втор. 5, 10). Такое же значение слова "тысяча" находим и у пророка Иеремии: "Ты являешь милость тысячам, и за беззакония отцов воздаешь в недро детям их после них" (Иер. 32, 18). До какого времени будет воздавать Господь детям нечестивцев? Очевидно, до времени их покаяния и исправления.

Псалмопевец Давид восклицает: "Перед очами Твоими тысяча лет (т.е. множество лет. - И.Е.), как день вчерашний" (Пс. 59, 5). Апостол Петр отмечает: "У Господа день один, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8).

Если бы Господь Иисус Христос восхотел устроить на земле праведникам именно тысячелетнее царство, то святые Апостолы непременно бы засвидетельствовали о том в Священном Писании. А все земные гонения на христиан и их притеснения неизбежно рассматривались бы с точки зрения существования этого тысячелетнего царства, ибо оно подавало бы сугубое утешение и подкрепление гонимым в перенесении ими скорбей. Нам же обещано совершенно другое - Небесное Царство (Мф. 11, 12), впрочем, земная, зримая ипостась его уже доступна для многих из праведников. В целом же христиане всегда будут гонимы (Деян. 14, 22) миром, плотью и диаволом и вполне вкусят блаженство после Воскресения в Царстве Небесном.

Священное Писание гласит: "В воскресении не женятся, но выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах" (Мф. 22, 30). Иеговисты, следуя греховному заблуждению ветхозаветных садукеев, утверждают, что во времена тысячелетнего царства не прервется деторождение, правда последние, ко всему прочему, учили, что и самого воскресения не будет. Легковесны также доводы сектантов, прибегающих к авторитету Отцов Церкви. Иные из них - святой Иустин Философ, святой Иереней Лионский, Мефодий - епископ Потарский - действительно исповедали учение о тысячелетнем царстве. Однако большинство святых учителей решительно восставали против соблазна хилиастов. "Если и можно было бы держаться учения о хилиазме, как частного мнения, то лишь до" поры, пока не вынесла об этом своего суждения Церковь Вселенская. Но когда Второй Вселенский Собор (381 г.), осудив заблуждения еретика Апполинария, отверг и учение его о тысячелетии Христовом и для того внес в самый символ веры слова о Христе: "Его же Царствию не будет конца", следовать этому учению даже как частному мнению "совершенно непозволительно православному христианину"184.

Сектанты учат, что ради пребывания в тысячелетнем царствии воскреснут праведные, равно как и неправедные, а также сподобятся его достойные из живущих. Книга Откровение не дает основания для такого вывода. Вот что на сей счет повествует Тайнозритель: "И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились Зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом. Над ними смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр. 20, 4-6).

Сидящие на престолах - это Апостолы, ибо только им в Священном Писании Спаситель обещал, что они будут судить двенадцать колен израилевых (Мф. 19, 28). В Апокалипсисе, правда, говорится еще о 24 старцах, сидящих на престолах и хотя Тайнозритель не поясняет, кто они, однако определенно отмечает их среди великого множества племен и народов, которые пребывают пред престолом Бога, денно и нощно служа Ему (Откр. 7, 9-11). Другой класс убиенных за свидетельство Иисуса и Слово Божие - это те, кто не поклонился ни зверю, ни образу его, и не принял начертание на чело свое и на руку свою (Откр. 20, 4). Обычно их причисляют к мученикам последних времен, но это не совсем верно. Чело - символ ума, рука - символ воли. Всякого христианина, не поклоняющегося золотому тельцу века сего, можно отнести, в известном смысле, к "убиенным" пострадавшим за свидетельство Иисуса. Образ душ обезглавленных также следует понимать в переносном смысле, иначе мы должны признать в смерти через усекновение головы мечом какую-то особую непреходящую ценность в очах Божиих.

На челе человека находятся четыре главных органа восприятия материального мира. Всякий, следующий узкой тропой в Царство Небесное, внутренне как бы "обрезает" их, дабы не соприкасаться с греховными началами "царства тьмы". Добровольно соглашается на мученичество самоотречения, не позволяя своему ветхому "я" жить в гордости и тщеславии.

Если же принимать слова Откровения буквально, то число участников первого воскресения придется ограничить: Апостолами, двадцатью четырьмя старцами и мучениками, которые пострадают в Антихристовы времена. Отметим, что ни к одной из этих категорий мучеников сектанты отнести себя не могут. Они отнюдь не Апостолы, и не известно ни одного случая в истории, чтобы кто-либо из иеговистов был обезглавлен за веру.

Кто же сподобится своей части в тысячелетнем царстве? Отвечая на этот вопрос, православные могут однозначно утверждать только одно - это будут люди праведные, о которых в Откровении сказано: "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20, 4). Они удостоились этого Царства благодаря духовному преображению еще будучи здесь, на земле. Чаемую ими полноту блаженства они обрели по отшествии своем на небо, а окончательное воздаяние за земное хождение в свете и истине получат после воскресения. Вспомним слова апостола Павла: "Имею желание разрешиться и быть со Христом" (Фил. 1, 23).

"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (Откр. 20, 5). Здесь Тайнозритель разумеет исключительно грешников, ибо человек и живя может быть мертвым; именно у таких, по словам Апостола, "сожженная совесть". В духовном смысле до пришествия в мир Спасителя все человечество было мертво. Христос просветил и освятил всех, принявших Его учение. Сойдя в ад, Он и оттуда вывел всех, кто внутренне был готов и способен принять Его учение. Священное Писание повествует: по воскресении Спасителя "многие тела усопших святых воскресли" (Мф. 27, 52). Христос есть Спаситель не только живущих, но и умерших. Однако как среди одних, так и среди других оказались не внявшие Евангелию. Это те, "прочие из умерших" (Откр. 20, 5), которые "не ожили, доколе не окончится тысяча лет". Однако же, несмотря на это, плоды голгофской Жертвы распространяются на все человечество, которое воскреснет во время Второго Пришествия (т.е. в конце тысячелетнего царства).

Иначе, нежели в Православии, понимают иеговисты собственно воскресение после Второго Пришествия. Для них это не более чем символическое действо. "Все люди, - пишут они, - оживут в том смысле, что они достигнут в конце концов (в конце тысячелетия) человеческого совершенства"185.

О каком, однако, совершенстве можно говорить, если в конце тысячелетия, как сказано в Откровении, беззаконники до такой степени умножатся, что будут "как песок морской" (Откр. 20, 7).