Orthodoxy and modernity. Digital Library

Сидящие на престолах - это Апостолы, ибо только им в Священном Писании Спаситель обещал, что они будут судить двенадцать колен израилевых (Мф. 19, 28). В Апокалипсисе, правда, говорится еще о 24 старцах, сидящих на престолах и хотя Тайнозритель не поясняет, кто они, однако определенно отмечает их среди великого множества племен и народов, которые пребывают пред престолом Бога, денно и нощно служа Ему (Откр. 7, 9-11). Другой класс убиенных за свидетельство Иисуса и Слово Божие - это те, кто не поклонился ни зверю, ни образу его, и не принял начертание на чело свое и на руку свою (Откр. 20, 4). Обычно их причисляют к мученикам последних времен, но это не совсем верно. Чело - символ ума, рука - символ воли. Всякого христианина, не поклоняющегося золотому тельцу века сего, можно отнести, в известном смысле, к "убиенным" пострадавшим за свидетельство Иисуса. Образ душ обезглавленных также следует понимать в переносном смысле, иначе мы должны признать в смерти через усекновение головы мечом какую-то особую непреходящую ценность в очах Божиих.

На челе человека находятся четыре главных органа восприятия материального мира. Всякий, следующий узкой тропой в Царство Небесное, внутренне как бы "обрезает" их, дабы не соприкасаться с греховными началами "царства тьмы". Добровольно соглашается на мученичество самоотречения, не позволяя своему ветхому "я" жить в гордости и тщеславии.

Если же принимать слова Откровения буквально, то число участников первого воскресения придется ограничить: Апостолами, двадцатью четырьмя старцами и мучениками, которые пострадают в Антихристовы времена. Отметим, что ни к одной из этих категорий мучеников сектанты отнести себя не могут. Они отнюдь не Апостолы, и не известно ни одного случая в истории, чтобы кто-либо из иеговистов был обезглавлен за веру.

Кто же сподобится своей части в тысячелетнем царстве? Отвечая на этот вопрос, православные могут однозначно утверждать только одно - это будут люди праведные, о которых в Откровении сказано: "Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр. 20, 4). Они удостоились этого Царства благодаря духовному преображению еще будучи здесь, на земле. Чаемую ими полноту блаженства они обрели по отшествии своем на небо, а окончательное воздаяние за земное хождение в свете и истине получат после воскресения. Вспомним слова апостола Павла: "Имею желание разрешиться и быть со Христом" (Фил. 1, 23).

"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (Откр. 20, 5). Здесь Тайнозритель разумеет исключительно грешников, ибо человек и живя может быть мертвым; именно у таких, по словам Апостола, "сожженная совесть". В духовном смысле до пришествия в мир Спасителя все человечество было мертво. Христос просветил и освятил всех, принявших Его учение. Сойдя в ад, Он и оттуда вывел всех, кто внутренне был готов и способен принять Его учение. Священное Писание повествует: по воскресении Спасителя "многие тела усопших святых воскресли" (Мф. 27, 52). Христос есть Спаситель не только живущих, но и умерших. Однако как среди одних, так и среди других оказались не внявшие Евангелию. Это те, "прочие из умерших" (Откр. 20, 5), которые "не ожили, доколе не окончится тысяча лет". Однако же, несмотря на это, плоды голгофской Жертвы распространяются на все человечество, которое воскреснет во время Второго Пришествия (т.е. в конце тысячелетнего царства).

Иначе, нежели в Православии, понимают иеговисты собственно воскресение после Второго Пришествия. Для них это не более чем символическое действо. "Все люди, - пишут они, - оживут в том смысле, что они достигнут в конце концов (в конце тысячелетия) человеческого совершенства"185.

О каком, однако, совершенстве можно говорить, если в конце тысячелетия, как сказано в Откровении, беззаконники до такой степени умножатся, что будут "как песок морской" (Откр. 20, 7).

Церковь Православная учит, что земная жизнь - это море бесконечных житейских волнений, а смерть телесная есть успокоение от бурь и тревог земной жизни. Это как бы осуществление полноты нашего первого воскресения.

Сказано, что над имеющими часть "в воскресении первом... смерть вторая не имеет власти; но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр. 20, 6). Небесное тысячелетие, начавшееся еще при земной жизни, окончится после Второго Пришествия, когда Господь Иисус Христос передаст царство свое в руки Бога и Отца (1 Кор. 15, 24).

Православные веруют, что ко времени Второго Пришествия подойдет к концу "тысяча лет" (Откр. 20, 4) бытия Церкви: Небесной - торжествующей и земной - воинствующей. Тогда сатана будет освобожден из темницы своей "и выйдет обольщать народы... число их как песок морской" (Откр. 20, 7). Сказано, что перед наступлением Второго Пришествия число беззаконников и отступников от веры во множество раз превзойдет число праведников, что, однако, никак не вмещается в представления иеговистов. Ведь они рисуют нам тысячелетнее благоденствие на земле без искушений мира и диавола. Допустимо ли, что при такой идиллии грешники умножились как "песок морской"? И почему живущие во всеобщем благоденствии иеговистского тысячелетия вдруг решатся последовать советам сатаны? А что же "земные министры"? И почему будет бездействовать иеговистское "небесное правительство"? Выходит, что сатана одолеет их?!

А что произойдет по окончании тысячелетнего царства? Об этом иеговисты не ведают, поскольку их учение ограничивается верой в вечное существование жизни на земле в ее настоящем виде. Слова Откровения о "новой земле" и "новом небе", которые пребудут во святой правде, они относят на счет тысячелетнего царства.

В этом уповании иеговисты подобны древним иудеям, которые ожидают от Мессии прежде всего земного благоденствия. В ярких красках изображают они на страницах своих многочисленных брошюр огромные земные плоды, которыми почему-то вдруг станет одаривать нас земля. Прогулки по лесам со львами и медведями станут обычным делом186. Люди не будут знать болезней187. Чарльз Рассел обещал, что ко прочим удобствам добавится еще и то, что люди заговорят на одном языке, а умом и талантами любой из них превзойдет лучших из живущих в евангельский век, т.е. ныне.

Как видим, чаяния иеговистов вполне ограничены кругом земным. Богу на этой ликующей земле нет места. Похоже, в иеговистском раю не будет ни землетрясений, ни засух, ни наводнений, ни зависти, ни пороков. Изменится природа земная и человеческая. Уйдет боль, и женщины станут рожать без мук.

Неужели изобилие одежды, пищи и бытовой комфорт это и есть чаемое человечеством от Бога спасение? Разумеется, этим здоровым и счастливым людям ни к чему Господь, который Своим благим промыслом через боль и болезни ведет человека к покаянию.