Orthodoxy and modernity. Digital Library

Раздел IX. Об антихристе

"Откроется человек греха, сын погибели... так что в храме Божием сядет он как Бог, выдавая себя за Бога... которого Господь Иисус Христос... истребит явлением Пришествия Своего". (2 Фес. 2, 1-8)

"Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских потому, что наша брань не против плоти и крови, но и против начальства, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесной". (Еф. 6, 11-12)

"Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь". (Лк. 16, 25)

Желая придать побольше основательности своему учению о Втором Пришествии, иеговисты заявляют, что все важнейшие события, предваряющие его и предсказанные в Священном Писании, будто бы уже исполнились. Может даже сложиться обманчивое впечатление, что учение сектантов находит под собой некие теоретические основания в науке, изучающей Библию. Более пристальное рассмотрение аргументов обнаруживает, что иеговисты в своих толкованиях Священного Писания допускают полный произвол. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к их учению об Антихристе.

Начнем с того, что под Антихристом сектанты подразумевают не отдельную личность, а целый класс - представителей различных христианских конфессий. Для них главными врагами являются иерархи и иереи православной и католической церквей, пасторы и пресвитеры баптистов, методистов и т.д.

Все они, оказывается, "служители диавола", ведущие своих пасомых к вечной смерти. Таким образом, иеговистское учение об Антихристе основано на совершенно ложном и воистину сатанинском допущении: человек греха, т.е. Антихрист, есть не определенное индивидуальное лицо, а олицетворение известного направления духа и учения. Впрочем, нимало это иеговистов не волнует, поскольку они убеждены, что Антихрист в лице "своих ложных" религий уже повержен.

Обратимся, однако, к Священному Писанию. Вот что писал святой Павел в послании к Фессалоникийцам: "Молим вас, братья, о Пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2, 1-9).

Этими словами Апостола устраняется всякая мысль об отождествлении Антихриста со множеством разных лиц или с "духом времени". Да и само слово "Антихрист" позволяет нам разуметь под ним определенное лицо. "Дух" Антихриста явно действовал через некоторых людей еще в первом - Апостольском веке. И несмотря на то, что "тайна беззакония" уже была в действии (2 Фес. 2, 7), святой Павел в Посланиях не раз напоминал о грядущем воплощении всей сатанинской злобы в лице одного человека.

Священное Писание, именуя Антихриста сыном погибели, указывает исход его судьбы, где он уподобляется Иуде Искариотскому, что еще раз указывает на него как на совершенно определенную личность.

Антихрист будет отличен от других столь необычайной гордостью, что "в храме Божием сядет он, как Бог" (2 Фес. 2, 4). Все это применимо только к конкретному лицу, но никак не к массовым христианским конфессиям.

Слова святого Павла "тайна беззакония в действии" (2 Фес. 2,7) напоминают, что дух Антихриста бодрствует издревле. Но ведь подобно этому и таинство нашего спасения совершается от самого начала мира (Кол. 1, 27) через святых служителей: патриархов и пророков, предшествовавших Христу и прообразовавших Его. Но вполне наше спасение открылось только в образе Спасителя по Его воплощении. Точно так же и дух Антихристов изначала мира являл себя действием диавола, личинами лжепророков, еретиков, гонителей христиан, однако вполне обнаружится лишь при кончине мира в лице некоего человека.

Диавол был противник Бога от создания мира. После Пришествия в мир Творца во плоти он остался тем же противником. И так как Бог прожил земную жизнь под именем Иисуса Христа, противников Его мы называем антихристами, исходя из известных слов Спасителя: "Кто не со Мною, тот против Меня" (Мф. 12, 30) и "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30).

Господь Иисус Христос говорил неверующим Иудеям: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). И здесь речь идет об определенной личности, противополагаемой Господу своими действиями, а также благожелательным отношением к нему иудеев. Если Христос есть истинный Бог, то и тот иной, который явит себя прямой и решительной противоположностью Его, должен будет выдавать себя за Бога или Мессию. Если Спасителю, пришедшему во имя Отца Своего, подобает истинная честь и поклонение, то и пришедший во имя свое будет притязать на подобающие честь и поклонение.