Orthodoxy and modernity. Digital Library

Обратимся, однако, к Священному Писанию. Вот что писал святой Павел в послании к Фессалоникийцам: "Молим вас, братья, о Пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2, 1-9).

Этими словами Апостола устраняется всякая мысль об отождествлении Антихриста со множеством разных лиц или с "духом времени". Да и само слово "Антихрист" позволяет нам разуметь под ним определенное лицо. "Дух" Антихриста явно действовал через некоторых людей еще в первом - Апостольском веке. И несмотря на то, что "тайна беззакония" уже была в действии (2 Фес. 2, 7), святой Павел в Посланиях не раз напоминал о грядущем воплощении всей сатанинской злобы в лице одного человека.

Священное Писание, именуя Антихриста сыном погибели, указывает исход его судьбы, где он уподобляется Иуде Искариотскому, что еще раз указывает на него как на совершенно определенную личность.

Антихрист будет отличен от других столь необычайной гордостью, что "в храме Божием сядет он, как Бог" (2 Фес. 2, 4). Все это применимо только к конкретному лицу, но никак не к массовым христианским конфессиям.

Слова святого Павла "тайна беззакония в действии" (2 Фес. 2,7) напоминают, что дух Антихриста бодрствует издревле. Но ведь подобно этому и таинство нашего спасения совершается от самого начала мира (Кол. 1, 27) через святых служителей: патриархов и пророков, предшествовавших Христу и прообразовавших Его. Но вполне наше спасение открылось только в образе Спасителя по Его воплощении. Точно так же и дух Антихристов изначала мира являл себя действием диавола, личинами лжепророков, еретиков, гонителей христиан, однако вполне обнаружится лишь при кончине мира в лице некоего человека.

Диавол был противник Бога от создания мира. После Пришествия в мир Творца во плоти он остался тем же противником. И так как Бог прожил земную жизнь под именем Иисуса Христа, противников Его мы называем антихристами, исходя из известных слов Спасителя: "Кто не со Мною, тот против Меня" (Мф. 12, 30) и "Кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30).

Господь Иисус Христос говорил неверующим Иудеям: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). И здесь речь идет об определенной личности, противополагаемой Господу своими действиями, а также благожелательным отношением к нему иудеев. Если Христос есть истинный Бог, то и тот иной, который явит себя прямой и решительной противоположностью Его, должен будет выдавать себя за Бога или Мессию. Если Спасителю, пришедшему во имя Отца Своего, подобает истинная честь и поклонение, то и пришедший во имя свое будет притязать на подобающие честь и поклонение.

Именно в силу такой бескомпромиссной противоположности понятно, что "тот иной" будет конкретной личностью.

Человек греха - Антихрист не удовольствуется требованием себе божественных почестей, он станет доказывать свое мнимое божественное достоинство ложными чудесами и знамениями. Чудеса Антихриста - это не те привычные ныне лжеисцеления экстрасенсов, имя которым легион. Апокалипсис повествует о мгновенном исцелении смертельно раненной головы зверя и вместе с тем говорит о впечатлении, произведенном на людей этим чудом: "И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонялись дракону, который дал власть зверю" (Откр. 13, 3).

По словам Тайнозрителя, Антихрист повелит малым и великим, богатым и бедным, свободным и рабам положить начертание на правую руку или на чело. Это символ абсолютной зависимости, безусловного повиновения кому-либо. Но если в прошлые века рабам на лбу ставили клеймо, то нечто подобное только "в приличествующей" эпохе форме, очевидно, еще предстоит пережить человечеству. Не имеющие знака Антихриста будут лишены всякой возможности покупать и торговать и будут лишены всяких гражданских прав. Иеговисты утверждают, что все это было, ибо Антихрист уже царит на земле. Но где же тогда те повсеместные ущемления прав и обязательный знак на ладони и лбу, о коих возвещено в Откровении? Между тем времени царствования Антихриста в Священном Писании определено ровно 3,5 года, что следует из пророчества святого Даниила: "Преданы будут в руку его до времени, времен и полувремени" (7, 25). Великий знаток Писания и древнееврейского языка блаженный Иероним так объясняет это пророчество: время означает год, времена - поставленные в двойственном числе, - как показывает свойство еврейского языка предызображает два года, а полувремя - шесть месяцев, в течение которых будут преданы власти Антихриста191.

В 12-й главе Апокалипсиса читаем: "и даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змея и там и питалась в продолжении времени, времен и полувремени" (Откр. 12, 14).

Спаситель, говоря о величайшей тяжести последних бедствий, вместе с тем указывает, что они будут кратковременными: "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мф. 24, 22). В Откровении о сем сказано: "Сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени" (Откр. 12, 12).

Сколько это - немного? В другом месте святой Иоанн отвечает со всей определенностью: "И дана ему власть действовать сорок два месяца" (Откр. 13, 5). Следовательно, те же три с половиной года, так как число 1260 дней составляет три с половиной лунных года (360+360+360+180=1260).

Антихрист будет повержен Спасителем, придущим судить живых и мертвых. "Откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего" (2 Фес. 2, 8). Спросим у иеговистов, разве происходило нечто подобное в недалеком 1914 г., которому они приписывают Второе Пришествие Христово? Разумеется, нет.