Orthodoxy and modernity. Digital Library

Именно в силу такой бескомпромиссной противоположности понятно, что "тот иной" будет конкретной личностью.

Человек греха - Антихрист не удовольствуется требованием себе божественных почестей, он станет доказывать свое мнимое божественное достоинство ложными чудесами и знамениями. Чудеса Антихриста - это не те привычные ныне лжеисцеления экстрасенсов, имя которым легион. Апокалипсис повествует о мгновенном исцелении смертельно раненной головы зверя и вместе с тем говорит о впечатлении, произведенном на людей этим чудом: "И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонялись дракону, который дал власть зверю" (Откр. 13, 3).

По словам Тайнозрителя, Антихрист повелит малым и великим, богатым и бедным, свободным и рабам положить начертание на правую руку или на чело. Это символ абсолютной зависимости, безусловного повиновения кому-либо. Но если в прошлые века рабам на лбу ставили клеймо, то нечто подобное только "в приличествующей" эпохе форме, очевидно, еще предстоит пережить человечеству. Не имеющие знака Антихриста будут лишены всякой возможности покупать и торговать и будут лишены всяких гражданских прав. Иеговисты утверждают, что все это было, ибо Антихрист уже царит на земле. Но где же тогда те повсеместные ущемления прав и обязательный знак на ладони и лбу, о коих возвещено в Откровении? Между тем времени царствования Антихриста в Священном Писании определено ровно 3,5 года, что следует из пророчества святого Даниила: "Преданы будут в руку его до времени, времен и полувремени" (7, 25). Великий знаток Писания и древнееврейского языка блаженный Иероним так объясняет это пророчество: время означает год, времена - поставленные в двойственном числе, - как показывает свойство еврейского языка предызображает два года, а полувремя - шесть месяцев, в течение которых будут преданы власти Антихриста191.

В 12-й главе Апокалипсиса читаем: "и даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змея и там и питалась в продолжении времени, времен и полувремени" (Откр. 12, 14).

Спаситель, говоря о величайшей тяжести последних бедствий, вместе с тем указывает, что они будут кратковременными: "И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" (Мф. 24, 22). В Откровении о сем сказано: "Сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени" (Откр. 12, 12).

Сколько это - немного? В другом месте святой Иоанн отвечает со всей определенностью: "И дана ему власть действовать сорок два месяца" (Откр. 13, 5). Следовательно, те же три с половиной года, так как число 1260 дней составляет три с половиной лунных года (360+360+360+180=1260).

Антихрист будет повержен Спасителем, придущим судить живых и мертвых. "Откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего" (2 Фес. 2, 8). Спросим у иеговистов, разве происходило нечто подобное в недалеком 1914 г., которому они приписывают Второе Пришествие Христово? Разумеется, нет.

Сам святой Иоанн Богослов, прозревая будущее, говорил, что прежде грешников и неверующих ввержен во ад был сам виновник зла - диавол (Откр. 20, 9). Перед гибелью диавола, которая случится в день кончины мира, в день Второго Пришествия, Господь ниспослал огонь с неба и пожрал тех, которых сатана, получив на малое время свободу, собрал со всей земли и повел на приступ "стана святых", т.е., вероятно, на брань с оставшимися немногочисленными приверженцами истинной Христовой Церкви (Откр. 10, 7-8). Все это произойдет во время Второго Пришествия, когда "окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспослал огонь с неба от Бога, и пожрал их" (Откр. 20, 7-9).

Это, согласно описанию святого Иоанна, последнее видение времени, а самый конец его относится к последнему дню. С ним согласны и иеговисты. Но, сопоставляя его в едином обширном контексте повествования о последних временах, мы можем заключить, что предводительствовать богоборческим войском последних дней будет Антихрист. Ибо самому сатане не дано воплотиться и явиться людям, чтобы действовать на земле.

Сатана будет господствовать на земле посредством своих клевретов, полностью подчинивших сердца греху.

Книга пророка Даниила также раскрывает нам некоторые обстоятельства последних дней. Перед кончиной мира царствовать на земле будет в продолжение времени, время и полувремени четвертый "зверь". Это не будет зверь в собственном смысле, а человек, названный зверем по сущности своего нрава. Этот зверь будет произносить слова против Всевышнего и угнетать святых Его (Дан. 7, 19-25). "И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев; ибо, что предопределено, то и исполнится... Но слухи с востока и севера встревожат его...придет к своему концу, и никто не поможет ему" (Дан. 11, 36; 44-45).

Как видим, погибель Антихриста произойдет в день явления Господа, о чем предрекают и апостол Павел, и Иоанн Богослов, и пророк Даниил (2 Фес. 2, 7; Апок. 19, 19-20; Дан. 7, 19-25). А что же богоборческие народы земли, именуемые обобщенно Гога и Магога? Они тоже погибнут в тот страшный день. Нечестивые народы, о которых говорит Иоанн в своем Откровении, по действию сатаны поднимутся на борьбу "со станом святых" (Апок. 20, 7).

Этими безбожными народами будет предводительствовать Антихрист, как показывает Священное Писание. Последняя война против самого Бога поведется открыто без прикрытия лживыми доводами и потому может быть возглавлена только слугою диавола - Антихристом.

Об участи Антихриста Иоанн Богослов свидетельствует: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклонившихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное" (Откр. 19, 20). Из Писания также известно, что Антихрист для поклонения ему в храме Божием поместит свой образ. Так еще раз подтверждаются пророчества о сугубо личностном бытии Антихриста.