Orthodoxy and modernity. Digital Library

Сам святой Иоанн Богослов, прозревая будущее, говорил, что прежде грешников и неверующих ввержен во ад был сам виновник зла - диавол (Откр. 20, 9). Перед гибелью диавола, которая случится в день кончины мира, в день Второго Пришествия, Господь ниспослал огонь с неба и пожрал тех, которых сатана, получив на малое время свободу, собрал со всей земли и повел на приступ "стана святых", т.е., вероятно, на брань с оставшимися немногочисленными приверженцами истинной Христовой Церкви (Откр. 10, 7-8). Все это произойдет во время Второго Пришествия, когда "окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспослал огонь с неба от Бога, и пожрал их" (Откр. 20, 7-9).

Это, согласно описанию святого Иоанна, последнее видение времени, а самый конец его относится к последнему дню. С ним согласны и иеговисты. Но, сопоставляя его в едином обширном контексте повествования о последних временах, мы можем заключить, что предводительствовать богоборческим войском последних дней будет Антихрист. Ибо самому сатане не дано воплотиться и явиться людям, чтобы действовать на земле.

Сатана будет господствовать на земле посредством своих клевретов, полностью подчинивших сердца греху.

Книга пророка Даниила также раскрывает нам некоторые обстоятельства последних дней. Перед кончиной мира царствовать на земле будет в продолжение времени, время и полувремени четвертый "зверь". Это не будет зверь в собственном смысле, а человек, названный зверем по сущности своего нрава. Этот зверь будет произносить слова против Всевышнего и угнетать святых Его (Дан. 7, 19-25). "И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев; ибо, что предопределено, то и исполнится... Но слухи с востока и севера встревожат его...придет к своему концу, и никто не поможет ему" (Дан. 11, 36; 44-45).

Как видим, погибель Антихриста произойдет в день явления Господа, о чем предрекают и апостол Павел, и Иоанн Богослов, и пророк Даниил (2 Фес. 2, 7; Апок. 19, 19-20; Дан. 7, 19-25). А что же богоборческие народы земли, именуемые обобщенно Гога и Магога? Они тоже погибнут в тот страшный день. Нечестивые народы, о которых говорит Иоанн в своем Откровении, по действию сатаны поднимутся на борьбу "со станом святых" (Апок. 20, 7).

Этими безбожными народами будет предводительствовать Антихрист, как показывает Священное Писание. Последняя война против самого Бога поведется открыто без прикрытия лживыми доводами и потому может быть возглавлена только слугою диавола - Антихристом.

Об участи Антихриста Иоанн Богослов свидетельствует: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклонившихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное" (Откр. 19, 20). Из Писания также известно, что Антихрист для поклонения ему в храме Божием поместит свой образ. Так еще раз подтверждаются пророчества о сугубо личностном бытии Антихриста.

Свидетели Иеговы отказываются понимать описываемое в 19-й и 20-й главах Откровения как единичное событие, имеющее место происходить в будущем. По их мнению, в конце 19-й главы описывается война Армагеддон (Откр. 19, 19-21), знаменующая начало тысячелетнего царства, а в следующей изображена брань Господа с грешниками, которая развернется в конце тысячелетнего царства (Откр. 20, 9). Причем если быть последовательными, то придется признать и такую нелепость, как существование двух Антихристов, один из которых ведет брань перед тысячелетием (Откр. 19, 20), второй - по его завершении (Откр. 20, 10). Сравнительный анализ описываемых событий в 19-й и 20-й главах Апокалипсиса указывает на абсурдность подобного допущения. Иеговисты отмечают, что работу диавола, описанную в 20-й главе, не может исполнять зверь и лжепророк. Но мы не можем согласиться с тем, что сатана сам сойдет на землю.

В 17-й главе Откровения Иоанна Богослова повествуется о семи царях, "из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой из числа семи и пойдет в погибель" (Откр. 17, 10-11).

Иеговисты утверждают, что пять царей, которые пали, символизируют собой пять сменивших друг друга крупнейших цивилизаций: Египет, Ассирийское, Вавилонское, Мидо-Персидское царство, Греческое государство. Тот же, который есть, представляет собой Римскую империю. Царство, которое еще не пришло во время Иоанна Богослова (седьмое) в иеговистской трактовке - это современная англо-американская цивилизация. Восьмая по счету - социально-политическая система, которой также еще не было на исторической арене и в коей в настоящее время воцарился зверь, - это Организация Объединенных Наций.

Оставим на совести иеговистов эту сомнительную историко-богословскую периодизацию и зададимся вопросом: вправе ли мы нынешнюю ООН как-то соотносить с повествованием Откровения о звере из числа семи? По всей видимости, этому зверю в Откровении приписывается огромная власть. ООН действительно является оружием определенных антиправославных сил, но вряд ли стоит этой манипулируемой международной организации приписывать самостоятельность или статус некоего повелителя вселенной. О звере сказано, что вместе с ним получат царство десять царей, но "примут власть со зверем, как цари, на один час" (Откр. 17, 12). Что это за десять царей? Вразумительного ответа на этот вопрос от свидетелей Иеговы мы не получим. В лучшем случае вам укажут, что они еще не воцарились.

В книге пророка Даниила праведник разъясняет царю Навуходоносору явление ему во сне истукана (Дан. 2, 31-43). В этом видении Бог открывает Навуходоносору грядущую судьбу языческих государств. Сменяющие друг друга царства - это политические системы вавилонского, мидо-персидского, греческого и римского царств. Истукан, который символизировал эти царства, будет уничтожен камнем, свалившимся с горы (Дан. 2, 34-35). Объясняя это, пророк Даниил говорит: "Во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (Дан. 2, 44-45). Это царство уже наступило. Патриарх Иаков говорил: "Не отойдет Скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов" (Быт. 49, 10).

Архангел Гавриил также благовестил Деве Марии, что "даст Ему Господь Бог престол Давида, отца его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1, 32-33).

Накануне окончательной утраты политического бытия еврейским народом явился Мессия, Который на вопрос: "Ты Царь Иудейский?" (Мф. 27, 11) ответил: "Ты говоришь" (Мф. 17, 11).