Orthodoxy and modernity. Digital Library

Господь принес на землю царство, которое "не от мира сего" (Ин. 18, 36). Языческий мир, символом которого был истукан, данный в видении Навуходоносора, был во власти сатаны (Деян. 26, 18). Господь освободил верующих в Него от этой власти. В них открылось царство Божие (Лк. 17, 20; Мрк. 4, 26-32). Апостол Павел об этом сказал: "Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом" (Евр. 12, 28). Нельзя принимать то, чего нет. Царство же Христа есть царство благодати, наступившее с Первым Пришествием Спасителя.

Последняя книга Библии - Откровение от Иоанна - проливает новозаветный свет на древние пророчества Даниила, эсхатологический свет грядущей неизбежности. Под пятью царствами Откровение разумеет, очевидно, те же царства, что и книга пророка Даниила, и еще два существовавшие до царства Вавилонского: Египетское и Ассирийское. Таким образом, шестым является царство языческого Рима, после которого наступит только последнее - царство Антихриста.

С падением Римской империи закончились времена язычников и наступило победоносное шествие Царства Христова, которое будет существовать до скончания века.

Из этого можно заключить - в апокалипсическом звере следует видеть не кого иного, кроме Антихриста.

Назойливая политизация и вульгарная привычка "привязывать" библейские пророчества к конкретным годам и государствам только запутывают верующих. Приведем отрывок из Откровения от Иоанна: "Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но придут вместе со зверем, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо есть Господь" (Откр. 17, 8-14).

Под зверем иеговисты подразумевают, как уже говорилось, ООН. Но как сказано: "зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны... И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи" (Откр. 17, 8-11). Где же раньше был "теперешний зверь" - ООН?192 И разве ООН чинит гонения на свидетелей Иеговы? Разумеется, нет, хотя свидетели Иеговы умело создают иллюзию, что их всюду преследуют. Если это и соответствует действительности, то лишь в том смысле, что в США и в странах Европы иногда действительно подают в суд на иеговистов за их наглую бесцеремонность при вербовке единоверцев. Правда, на "гонения" эти гражданские иски никак "не тянут".

И, тем не менее, иеговисты глубоко убеждены, что именно "восьмое царство" - ООН, и она борется с "теократическим царством". Очевидно, что в грядущие времена "царства Антихриста" будут притеснять верующих, но делать это будет не собственно царство как таковое, а зверь - Антихрист, клевреты которого восстанут на "стан святых". О неминуемой их погибели сказано так: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19, 20). Можно ли представить себе нечто подобное не с конкретными персонами, а с весьма многочисленной организацией, каковой является ООН?

А теперь о том, что означают слова: зверь восьмой из числа семи? По-видимому, это указывает на то, что деяния свои Антихрист будет вершить подобно тем семи языческим царям, царства которых, основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности.

Библия говорит, что седьмой царь, когда придет, "не долго ему быть" (Откр. 17, 10). Сколько продлится это "не долго"? Иеговисты утверждают, что оно продолжается более ста лет, разумея так называемое Англо-американское царство. Долго ли это? Если мы сравним время возвышения первых пяти - Египетского, Ассирийского, Вавилонского, Персидского, Греческого, то следует признать, что весьма долго. Так мидо-персидское царство на политической арене просуществовало не более двухсот лет. И еще менее продлилось и греческое - чуть более 150 лет. Согласно толкованиям православных экзегетов "не долго" - это ровно три с половиной года. Именно столько времени отводят они "царству Антихриста", которое будет седьмым языческим царством, в котором опять с особой силой проявит себя Антихрист. Именно он есть восьмой из числа семи, так как в семь предшествующих царств "духовно правил" миром посредством своих предшественников.

Раздел Х. Об армагеддоне

В минувшем веке мир наводнили различные социально-политические рецепты всеобщего благоденствия, которого можно было легко достичь с помощью той или иной экономической доктрины. Идеи материального благоденствия на земле не оставляют равнодушными и людей, казалось бы, полностью посвятивших себя служению духовному. К таковым относился и Ч.Рассел. Его учение о священной войне Армагеддоне между промышленными магнатами и рабочими явилось следствием влияния популярных экономических теорий и его личных наблюдений.

Вглядываясь в отдаленную перспективу борьбы капитала и пролетариата, Рассел предрекал, что с каждым годом правительство будет активнее отстаивать интересы капитала, "но в конце концов, когда силы правительства и других притеснительных учреждений достигнут своих пределов, узы общественного согласия разорвутся; закон и порядок более не будут соблюдаемы, и нарастающая анархия принесет все то, что предсказывали пророки относительно великих скорбей, каких не было с тех пор, как существуют люди"193.

Данную цитату мы приводим из первого тома Ч.Рассела "Божественный план веков", несколько десятков последних страниц которого посвящены религиозно-политическим событиям "последних дней".