Orthodoxy and modernity. Digital Library

А теперь о том, что означают слова: зверь восьмой из числа семи? По-видимому, это указывает на то, что деяния свои Антихрист будет вершить подобно тем семи языческим царям, царства которых, основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности.

Библия говорит, что седьмой царь, когда придет, "не долго ему быть" (Откр. 17, 10). Сколько продлится это "не долго"? Иеговисты утверждают, что оно продолжается более ста лет, разумея так называемое Англо-американское царство. Долго ли это? Если мы сравним время возвышения первых пяти - Египетского, Ассирийского, Вавилонского, Персидского, Греческого, то следует признать, что весьма долго. Так мидо-персидское царство на политической арене просуществовало не более двухсот лет. И еще менее продлилось и греческое - чуть более 150 лет. Согласно толкованиям православных экзегетов "не долго" - это ровно три с половиной года. Именно столько времени отводят они "царству Антихриста", которое будет седьмым языческим царством, в котором опять с особой силой проявит себя Антихрист. Именно он есть восьмой из числа семи, так как в семь предшествующих царств "духовно правил" миром посредством своих предшественников.

Раздел Х. Об армагеддоне

В минувшем веке мир наводнили различные социально-политические рецепты всеобщего благоденствия, которого можно было легко достичь с помощью той или иной экономической доктрины. Идеи материального благоденствия на земле не оставляют равнодушными и людей, казалось бы, полностью посвятивших себя служению духовному. К таковым относился и Ч.Рассел. Его учение о священной войне Армагеддоне между промышленными магнатами и рабочими явилось следствием влияния популярных экономических теорий и его личных наблюдений.

Вглядываясь в отдаленную перспективу борьбы капитала и пролетариата, Рассел предрекал, что с каждым годом правительство будет активнее отстаивать интересы капитала, "но в конце концов, когда силы правительства и других притеснительных учреждений достигнут своих пределов, узы общественного согласия разорвутся; закон и порядок более не будут соблюдаемы, и нарастающая анархия принесет все то, что предсказывали пророки относительно великих скорбей, каких не было с тех пор, как существуют люди"193.

Данную цитату мы приводим из первого тома Ч.Рассела "Божественный план веков", несколько десятков последних страниц которого посвящены религиозно-политическим событиям "последних дней".

Таким образом, Армагеддон, по Ч.Расселу, является прямым следствием естественно-исторического пути развития человечества, которое, убедившись в невозможности самоуправляться, добровольно покорит себя игу Христову через поставленных на земле земных правителей, целиком подчиняющихся и выполняющих волю Бога-Иеговы. Это будет не что иное, как всемирная "великая революция"194. В ее огне будут уничтожены все государственные системы и ложные религии.

В данных воззрениях Рассела легко прослеживается влияние господствовавшей в то время марксистской доктрины о возрастающем неравенстве рабочего класса и финансовой олигархии.

Богословие Рассела, если его таковым можно назвать, построено по сугубо земным, т.е. социально-политическим меркам. И будь иеговисты чуть последовательнее, то им следовало бы давно отказаться от расселовского Армагеддона. Что, собственно, частично и сделано.

Сам Рассел и его преемник Рутерфорт до 1928 г. редко применяли понятие Армагеддон, пользуясь более общими выражениями: "день гнева над народами", "великий день Иеговы", "время великой скорби" и т.п. Определение священной войны как Армагеддон вошло в употребление среди иеговистов значительно позднее, после известной трансформации внутренней сути этого явления.

Уже преемник Ч. Рассела - Д.Рутерфорт иначе представляет себе эту войну. В работе "Справедливый володар" он писал: "Армагеддон не будет битвой между людьми"195, т.е. рабочими и предпринимателями, и отмечал, что "поле Мегиддо" (отсюда слово Армагеддон. - И.Е.) в Палестине было бы слишком мало, чтобы вместить всех царей мира с их армиями. "Божия война будет вестись во всем мире"196. "Кто не будет умерщвлен своими ближними,- писал он, - будет убит Божиим воинством. Уничтожение, производимое Ангелами Христа над всеми противниками Царства Божиего и его свидетелей, будет ужасно. Многие станут жертвами язвы, от которой тела их заживо будут разлагаться. Истлеют глаза тех, которые не хотели видеть и признаков "конца времени". "Исчахнет тело тех, которые не хотели понять, что имя живого и истинного Бога - Иегова"197.

Развивая учение об Армагеддоне, Д.Рутерфорт и затем его преемник Н.Норр отмечали: Армагеддон - это отнюдь не борьба великанов198: с одной стороны, лагерь финансовых магнатов, с другой - рабочий класс. Иисус Христос со своей армией святых Ангелов приведут в замешательство всех властителей народных... так что они сослепу обратят свое орудие уничтожения против себя в начале битвы, а потом покончат со всеми, кто убежит199. Подчеркивалось, что небесные Ангелы первыми начнут войну.

В настоящее время среди иеговистов прочно утвердилось мнение об Армагеддоне как о победоносном шествии Ангелов, уничтожающих все злое.