Orthodoxy and modernity. Digital Library

Таким образом, Армагеддон, по Ч.Расселу, является прямым следствием естественно-исторического пути развития человечества, которое, убедившись в невозможности самоуправляться, добровольно покорит себя игу Христову через поставленных на земле земных правителей, целиком подчиняющихся и выполняющих волю Бога-Иеговы. Это будет не что иное, как всемирная "великая революция"194. В ее огне будут уничтожены все государственные системы и ложные религии.

В данных воззрениях Рассела легко прослеживается влияние господствовавшей в то время марксистской доктрины о возрастающем неравенстве рабочего класса и финансовой олигархии.

Богословие Рассела, если его таковым можно назвать, построено по сугубо земным, т.е. социально-политическим меркам. И будь иеговисты чуть последовательнее, то им следовало бы давно отказаться от расселовского Армагеддона. Что, собственно, частично и сделано.

Сам Рассел и его преемник Рутерфорт до 1928 г. редко применяли понятие Армагеддон, пользуясь более общими выражениями: "день гнева над народами", "великий день Иеговы", "время великой скорби" и т.п. Определение священной войны как Армагеддон вошло в употребление среди иеговистов значительно позднее, после известной трансформации внутренней сути этого явления.

Уже преемник Ч. Рассела - Д.Рутерфорт иначе представляет себе эту войну. В работе "Справедливый володар" он писал: "Армагеддон не будет битвой между людьми"195, т.е. рабочими и предпринимателями, и отмечал, что "поле Мегиддо" (отсюда слово Армагеддон. - И.Е.) в Палестине было бы слишком мало, чтобы вместить всех царей мира с их армиями. "Божия война будет вестись во всем мире"196. "Кто не будет умерщвлен своими ближними,- писал он, - будет убит Божиим воинством. Уничтожение, производимое Ангелами Христа над всеми противниками Царства Божиего и его свидетелей, будет ужасно. Многие станут жертвами язвы, от которой тела их заживо будут разлагаться. Истлеют глаза тех, которые не хотели видеть и признаков "конца времени". "Исчахнет тело тех, которые не хотели понять, что имя живого и истинного Бога - Иегова"197.

Развивая учение об Армагеддоне, Д.Рутерфорт и затем его преемник Н.Норр отмечали: Армагеддон - это отнюдь не борьба великанов198: с одной стороны, лагерь финансовых магнатов, с другой - рабочий класс. Иисус Христос со своей армией святых Ангелов приведут в замешательство всех властителей народных... так что они сослепу обратят свое орудие уничтожения против себя в начале битвы, а потом покончат со всеми, кто убежит199. Подчеркивалось, что небесные Ангелы первыми начнут войну.

В настоящее время среди иеговистов прочно утвердилось мнение об Армагеддоне как о победоносном шествии Ангелов, уничтожающих все злое.

"В недалеком будущем, - читаем мы в недавно вышедшей книге "Ты можешь жить вечно в раю на земле", - Христос и его небесные Ангелы принесут смерть, чтобы избавить землю от современных мирских правительств"200. "В Армагеддоне будут уничтожены только злые (Пс. 91, 8)... В живых останутся только люди, служащие Богу"201.

Свое учение о священной войне под предводительством Иисуса Христа они основывают на ложном толковании свидетельства Откровения Святого Иоанна Богослова, где в 19-й главе он пишет: "И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который право судит и воинствует" (11 ст.).

Отметим, что современный иеговизм по ряду вопросов остается на позициях раннего иеговизма. Например, непосредственно перед Армагеддоном все же произойдут события, которые неким образом сходны с теми, которые предсказывали Рассел и Рутерфорт. Журнал "Сторожевая башня" в 1971 г. писал: "Великая скорбь (Мф. 24, 21), какой никогда более потом не будет (и еще не было. - И.Е.), еще предстоит, так как дело идет при этом об уничтожении мировой державы ложной религии, включая церковное христианство и следующей за ним в войне Армагеддоне против политических союзников ложной вавилонской религии"202. Подтверждается мнение об уничтожении христианской религии незадолго до Армагеддона; а "великая скорбь" достигает своего апогея в Армагеддоне"203.

В настоящее время великая скорбь еще не пришла, и поэтому двери тысячелетнего царства пока открыты. Когда же оно наступит, присоединение к "свидетелям", т.е. иеговистам, станет невозможным, "дверь" закроется,

Ясных определений того, что же такое "великая скорбь", сегодня у сектантов не существует; пишут только, что это будет нечто ужасное, однако различные земные бедствия ими периодически толкуются как начало этого времени.

Один из современных иеговистов об этом пишет: "В 1944 г., когда в разгаре была вторая мировая война, Херт Нел - разъездной надзиратель - спросил меня, не намерен ли я приступить к пионерскому служению. Я ответил: "Да, через два года, когда закончу среднюю школу". Отражая точку зрения многих свидетелей Иеговы, бытовавшую тогда, он предостерег: "Смотри, чтобы Армагеддон не застал тебя сидящим за школьной скамьей". Я не хотел, чтобы это случилось, и ушел из школы, в январе 1945 г. приступив к деятельности пионера"204.

Именно мировые военно-политические катаклизмы обычно рассматриваются иеговистами как преддверие Армагеддона, который не сегодня завтра наступит. Они пишут: "Иисус сказал, что последние дни этой системы ознаменуются большими войнами, недостатками в продуктах питания, большими землетрясениями, увеличивающимися беззакониями". Разве не наблюдаем мы сегодня именно такие условия?205. Землетрясение в штате Калифорния в январе 1994 г. достигло по шкале Рихтера 6-балльной отметки. В духе преддверия великой скорби были истолкованы аналогичные события в Японии 1995, России 1996 гг.