Orthodoxy and modernity. Digital Library

"В недалеком будущем, - читаем мы в недавно вышедшей книге "Ты можешь жить вечно в раю на земле", - Христос и его небесные Ангелы принесут смерть, чтобы избавить землю от современных мирских правительств"200. "В Армагеддоне будут уничтожены только злые (Пс. 91, 8)... В живых останутся только люди, служащие Богу"201.

Свое учение о священной войне под предводительством Иисуса Христа они основывают на ложном толковании свидетельства Откровения Святого Иоанна Богослова, где в 19-й главе он пишет: "И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который право судит и воинствует" (11 ст.).

Отметим, что современный иеговизм по ряду вопросов остается на позициях раннего иеговизма. Например, непосредственно перед Армагеддоном все же произойдут события, которые неким образом сходны с теми, которые предсказывали Рассел и Рутерфорт. Журнал "Сторожевая башня" в 1971 г. писал: "Великая скорбь (Мф. 24, 21), какой никогда более потом не будет (и еще не было. - И.Е.), еще предстоит, так как дело идет при этом об уничтожении мировой державы ложной религии, включая церковное христианство и следующей за ним в войне Армагеддоне против политических союзников ложной вавилонской религии"202. Подтверждается мнение об уничтожении христианской религии незадолго до Армагеддона; а "великая скорбь" достигает своего апогея в Армагеддоне"203.

В настоящее время великая скорбь еще не пришла, и поэтому двери тысячелетнего царства пока открыты. Когда же оно наступит, присоединение к "свидетелям", т.е. иеговистам, станет невозможным, "дверь" закроется,

Ясных определений того, что же такое "великая скорбь", сегодня у сектантов не существует; пишут только, что это будет нечто ужасное, однако различные земные бедствия ими периодически толкуются как начало этого времени.

Один из современных иеговистов об этом пишет: "В 1944 г., когда в разгаре была вторая мировая война, Херт Нел - разъездной надзиратель - спросил меня, не намерен ли я приступить к пионерскому служению. Я ответил: "Да, через два года, когда закончу среднюю школу". Отражая точку зрения многих свидетелей Иеговы, бытовавшую тогда, он предостерег: "Смотри, чтобы Армагеддон не застал тебя сидящим за школьной скамьей". Я не хотел, чтобы это случилось, и ушел из школы, в январе 1945 г. приступив к деятельности пионера"204.

Именно мировые военно-политические катаклизмы обычно рассматриваются иеговистами как преддверие Армагеддона, который не сегодня завтра наступит. Они пишут: "Иисус сказал, что последние дни этой системы ознаменуются большими войнами, недостатками в продуктах питания, большими землетрясениями, увеличивающимися беззакониями". Разве не наблюдаем мы сегодня именно такие условия?205. Землетрясение в штате Калифорния в январе 1994 г. достигло по шкале Рихтера 6-балльной отметки. В духе преддверия великой скорби были истолкованы аналогичные события в Японии 1995, России 1996 гг.

В своих богословских изысканиях относительно Армагеддона сектанты опираются на девятнадцатую главу Откровения от Иоанна. "И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертания зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его" (Откр. 19, 20-21).

В следующей - 20-й - главе с 7-го по 10-й стих Тайнозритель, по мнению иеговистов, развертывает картину окончания тысячелетнего царства, когда "сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспослал огонь с неба от Бога, и пожрал их" (Откр. 20, 7-9).

Отцы Церкви события в 19-й и 20-й главах истолковывают как предшествующие дню Второго Пришествия. И если это так (а это так), то согласно схеме иеговистов все описываемое уже должно было бы произойти в прошлом. Второе Пришествие для сектантов уже произошло. Нам же известно, что тот день, в который Господь явится судить народы, не придет прежде отступления, когда откроется человек греха, "противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом... которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего" (2 Фес. 2, 3-8). Погибель Антихриста наступит в день явления Господа, и по апостолу Павлу и по Апокалипсису, только описаны в разных выражениях (2 Фес. 2, 8; Откр. 19, 19-21). Народы Гога и Магога тоже погибнут в день явления Господа. Антихрист будет вести войну против святых (Дан. 7, 21; Фес. 2, 9). И нечестивые народы, которые видел Иоанн в Откровении, по действию же сатаны будут вести борьбу со станом святых - Церковью Христовой (Откр. 19, 19-21; Откр. 20, 7-8).

19-я и 20-я главы представляют нам не брани, долженствующие произойти в различное время. Нет - это одна и та же сатанинская рать нечестивых беззаконников, безбожников и отступников, предводительствуемая одной и той же темной силой и в одно и то же время - незадолго до Второго Пришествия. Это единое движение сатанинских сил, описываемое разными духовными писателями, как оно представлено в откровении их духовному взору. Это единство подтверждено и временем их гибели - последний день, едиными целями у "обоих" воинств и, наконец, единая участь - погибель.

Зверь пророка Даниила схож с описанным апостолами Павлом и Иоанном. Трое предрекают одно событие последних времен, когда попущением Божиим сатане будет дана свобода, которую он употребит, чтобы нанести последний сокрушительный удар Церкви Христовой. Эта свобода, однако, не есть некое мистическое вольное разрешение Бога творить диаволу его диавольское дело. Власть возымеет он единственно по причине беззакония и богоотступничества человечества, которое станет живым воплощением его дел. Уже сегодня отступники яростно воюют с православными исповедниками Христа, отрицая Троицу, загробную жизнь и т.д.

Но почему, в таком случае, святой Иоанн изображает в двух главах одно и то же событие? Могут возразить, что народы Гога и Магога выйдут на мировую арену гораздо позже, когда Антихрист уже будет истреблен (Откр. 19, 19-20), после того, как сатане надлежит быть связанным на тысячу лет (Откр. 20, 3). Тогда только появятся народы Гога и Магога в отдаленных, казалось бы, от антихристовых временах. Однако возможное недоумение легко разрешается, если 20-ю главу Откровения не рассматривать как последнюю страницу земного бытия Церкви, ибо это своего рода Альфа и Омега, начало и конец.

Заключительная страница судеб Церкви и мира представлена нам в 19-й главе Откровения, хотя и без детального описания суда над диаволом и беззаконниками и их участи, которая описана в десятом стихе 20-й главы. Следовательно 20-я глава представляет собой события начала и конца Церкви Христовой. А это значит, что народы земли Гога и Магога (Откр. 20, 7) по Апокалипсису и есть те самые соратники Антихриста, которых "он обольстил" (Откр. 19, 20), и погибнут они во времена Второго Пришествия Господа Иисуса Христа (2 Фес. 2, 8).