Orthodoxy and modernity. Digital Library

В своих богословских изысканиях относительно Армагеддона сектанты опираются на девятнадцатую главу Откровения от Иоанна. "И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертания зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его" (Откр. 19, 20-21).

В следующей - 20-й - главе с 7-го по 10-й стих Тайнозритель, по мнению иеговистов, развертывает картину окончания тысячелетнего царства, когда "сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспослал огонь с неба от Бога, и пожрал их" (Откр. 20, 7-9).

Отцы Церкви события в 19-й и 20-й главах истолковывают как предшествующие дню Второго Пришествия. И если это так (а это так), то согласно схеме иеговистов все описываемое уже должно было бы произойти в прошлом. Второе Пришествие для сектантов уже произошло. Нам же известно, что тот день, в который Господь явится судить народы, не придет прежде отступления, когда откроется человек греха, "противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом... которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего" (2 Фес. 2, 3-8). Погибель Антихриста наступит в день явления Господа, и по апостолу Павлу и по Апокалипсису, только описаны в разных выражениях (2 Фес. 2, 8; Откр. 19, 19-21). Народы Гога и Магога тоже погибнут в день явления Господа. Антихрист будет вести войну против святых (Дан. 7, 21; Фес. 2, 9). И нечестивые народы, которые видел Иоанн в Откровении, по действию же сатаны будут вести борьбу со станом святых - Церковью Христовой (Откр. 19, 19-21; Откр. 20, 7-8).

19-я и 20-я главы представляют нам не брани, долженствующие произойти в различное время. Нет - это одна и та же сатанинская рать нечестивых беззаконников, безбожников и отступников, предводительствуемая одной и той же темной силой и в одно и то же время - незадолго до Второго Пришествия. Это единое движение сатанинских сил, описываемое разными духовными писателями, как оно представлено в откровении их духовному взору. Это единство подтверждено и временем их гибели - последний день, едиными целями у "обоих" воинств и, наконец, единая участь - погибель.

Зверь пророка Даниила схож с описанным апостолами Павлом и Иоанном. Трое предрекают одно событие последних времен, когда попущением Божиим сатане будет дана свобода, которую он употребит, чтобы нанести последний сокрушительный удар Церкви Христовой. Эта свобода, однако, не есть некое мистическое вольное разрешение Бога творить диаволу его диавольское дело. Власть возымеет он единственно по причине беззакония и богоотступничества человечества, которое станет живым воплощением его дел. Уже сегодня отступники яростно воюют с православными исповедниками Христа, отрицая Троицу, загробную жизнь и т.д.

Но почему, в таком случае, святой Иоанн изображает в двух главах одно и то же событие? Могут возразить, что народы Гога и Магога выйдут на мировую арену гораздо позже, когда Антихрист уже будет истреблен (Откр. 19, 19-20), после того, как сатане надлежит быть связанным на тысячу лет (Откр. 20, 3). Тогда только появятся народы Гога и Магога в отдаленных, казалось бы, от антихристовых временах. Однако возможное недоумение легко разрешается, если 20-ю главу Откровения не рассматривать как последнюю страницу земного бытия Церкви, ибо это своего рода Альфа и Омега, начало и конец.

Заключительная страница судеб Церкви и мира представлена нам в 19-й главе Откровения, хотя и без детального описания суда над диаволом и беззаконниками и их участи, которая описана в десятом стихе 20-й главы. Следовательно 20-я глава представляет собой события начала и конца Церкви Христовой. А это значит, что народы земли Гога и Магога (Откр. 20, 7) по Апокалипсису и есть те самые соратники Антихриста, которых "он обольстил" (Откр. 19, 20), и погибнут они во времена Второго Пришествия Господа Иисуса Христа (2 Фес. 2, 8).

Первые падут от меча уст Христовых (Откр. 19, 21), последние будут сожжены в озере огненном (Откр. 20, 9). И тем не менее это описание одного события, ибо если принять толкование Армагеддона иеговистами, то надо будет признать, как мы уже отмечали, бытие и двух Антихристов, которым надлежало в разное время и по-разному быть истребленными, так как казнь Антихриста по апостолу Павлу (2 Фес. 2. 8) разнится от описания ее Иоанном Богословом (Откр. 19, 20). В первом случае Господь убивает Антихриста духом уст Своих, во втором ввергает в озеро горящей серы.

Откровение святому Иоанну давалось в виде образа, а не в виде прямого действия во времени и пространстве. Поэтому лобовое логическое толкование не раскрывает его содержания. Святой Иоанн описывает Господа, грядущего со славою, сидящим на белом коне с мечом, исходящим из уст Его (Откр. 19, 11-15). Такова природа иносказания, представляющего нам явление могущественного Царя, грядущего сразиться с врагами лютыми. Господь же в день последний явится на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Меч, исходивший из уст Спасителя (Откр. 19,11), виденный Иоанном, которым Он, по Откровению, поразил нечестивцев, есть не оружие материальное, но сила истины Духа Святого (2 Фес. 2, 9).

"Народы земли Гога и Магога" (Откр. 20, 7) - кто они? Этими именами Тайнозритель обозначает бездуховное ожесточение народов, которым надлежит жить при скончании мира. Под именем Гога в пророческом видении Иезекииля разумеется личность злейшего предводителя самых ожесточенно-безбожных народов, а под именем Магог - живущие на "четырех углах земли", т.е. по всему миру. Именем "Гога", очевидно, знаменуется личность свирепого мучителя, предводителя полчищ нечестивцев, как то ясно следует из книги пророка Иезекииля. "И было ко мне слово Господне: сын человеческий, обрати лице свое к Господу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчества и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя, Гог...поверну тебя и вложу удила в челюсти твои и выведу тебя и все войско твое" (Иез. 38, 1-4,7). Из сказанного следует, что Гог - это военачальник большого войска.

Иеговисты отмечают, что в 20-й главе указано на временную последовательность Господних деяний. Мы, однако, не должны разделять их большими периодами во времени. Действительно, Господь духом уст Своих уничтожит Антихриста, после чего осудит на вечные мучения и диавола. Все это случится практически одномоментно при Втором Пришествии. Масштабы времени Господа и человеческого времени несопоставимы.

Следуя за событиями буквально, как они описаны, надо будет признать, что Армагеддон, изображенный Тайнозрителем в 19-й главе, должен, по схеме иеговистов, произойти до Второго Пришествия Спасителя, поскольку о том, что Господь связал диавола (Откр. 20, 3), сказано только в первых стихах 20-й главы.

Раздел XI. О Страшном Суде