Orthodoxy and modernity. Digital Library

Первые падут от меча уст Христовых (Откр. 19, 21), последние будут сожжены в озере огненном (Откр. 20, 9). И тем не менее это описание одного события, ибо если принять толкование Армагеддона иеговистами, то надо будет признать, как мы уже отмечали, бытие и двух Антихристов, которым надлежало в разное время и по-разному быть истребленными, так как казнь Антихриста по апостолу Павлу (2 Фес. 2. 8) разнится от описания ее Иоанном Богословом (Откр. 19, 20). В первом случае Господь убивает Антихриста духом уст Своих, во втором ввергает в озеро горящей серы.

Откровение святому Иоанну давалось в виде образа, а не в виде прямого действия во времени и пространстве. Поэтому лобовое логическое толкование не раскрывает его содержания. Святой Иоанн описывает Господа, грядущего со славою, сидящим на белом коне с мечом, исходящим из уст Его (Откр. 19, 11-15). Такова природа иносказания, представляющего нам явление могущественного Царя, грядущего сразиться с врагами лютыми. Господь же в день последний явится на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24, 30). Меч, исходивший из уст Спасителя (Откр. 19,11), виденный Иоанном, которым Он, по Откровению, поразил нечестивцев, есть не оружие материальное, но сила истины Духа Святого (2 Фес. 2, 9).

"Народы земли Гога и Магога" (Откр. 20, 7) - кто они? Этими именами Тайнозритель обозначает бездуховное ожесточение народов, которым надлежит жить при скончании мира. Под именем Гога в пророческом видении Иезекииля разумеется личность злейшего предводителя самых ожесточенно-безбожных народов, а под именем Магог - живущие на "четырех углах земли", т.е. по всему миру. Именем "Гога", очевидно, знаменуется личность свирепого мучителя, предводителя полчищ нечестивцев, как то ясно следует из книги пророка Иезекииля. "И было ко мне слово Господне: сын человеческий, обрати лице свое к Господу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчества и скажи: так говорит Господь Бог: вот Я - на тебя, Гог...поверну тебя и вложу удила в челюсти твои и выведу тебя и все войско твое" (Иез. 38, 1-4,7). Из сказанного следует, что Гог - это военачальник большого войска.

Иеговисты отмечают, что в 20-й главе указано на временную последовательность Господних деяний. Мы, однако, не должны разделять их большими периодами во времени. Действительно, Господь духом уст Своих уничтожит Антихриста, после чего осудит на вечные мучения и диавола. Все это случится практически одномоментно при Втором Пришествии. Масштабы времени Господа и человеческого времени несопоставимы.

Следуя за событиями буквально, как они описаны, надо будет признать, что Армагеддон, изображенный Тайнозрителем в 19-й главе, должен, по схеме иеговистов, произойти до Второго Пришествия Спасителя, поскольку о том, что Господь связал диавола (Откр. 20, 3), сказано только в первых стихах 20-й главы.

Раздел XI. О Страшном Суде

Судный день Христов, согласно учению иеговистов, уже наступил в 1918 г. С этого времени одна часть человечества пребывает в состоянии осуждения, а другая - оправдания. После того, как Господь вознесся на Свой Небесный престол, утверждают они, судимо все человечество206.

Свидетели Иеговы отрицают посмертное воздаяние по делам человеческим, а вся земная жизнь человека, будь то праведника или великого грешника, для грядущей жизни в вечности не имеет ровным отчетом никакого значения. " Воскресшие не будут судиться по своим прошлым делам", - говорят они, извращая самые основы вероучения Священного Писания.

Между тем учение о воздаянии на Страшном Суде находит свое подтверждение еще в Ветхом Завете. Праведный Экклесиаст наставляет: "Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека, ибо всякое дело Бог приведет на суд, все тайное, хорошо оно или худо" (Эккл. 121, 14).

На неотвратимость Господнего Суда по делам человеческим указывают нам Новозаветные Писания: "Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, - читаем мы у евангелиста Матфея, - и тогда воздаст каждому по делам его" (Мф. 16, 27).

Только хула на Духа Святого не будет прощена человеку на грядущем судебном испытании (Лк. 12,10). "Когда же придет Сын Человеческий... и поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня...Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим и напоили?.. И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 33-40). Таково воздаяние, уготованное праведникам за их ревность в делах добрых, неправедные же судимы будут за их немилосердие и нелюбовь к ближним (Мф. 25, 41-45). Иеговисты учат, что Второе Пришествие уже свершилось, но где и в чем выразилось исполнение этих обетований?

Свидетели Иеговы, объявляя свое сектантское учение единственно истинной религией, вполне серьезно убеждены, что вплоть до конца ХIХ столетия человечество пребывало во тьме неправоверия. Это очередная попытка блуждающих вне света заповедей Христовых поднять свою пяту на двухтысячелетнюю историю христианства не заслуживает даже опровержения. В слове Божием сказано: "Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет; потому что дела их были злы" (Ин. 3, 19). Каждый живущий во времена, простершиеся от Первого до Второго Пришествия Христова, уже пребывает в состоянии осуждения или оправдания, в зависимости от того, соблюдает ли он новозаветные заповеди. Этот библейский тезис противоречит утверждению иеговистов, будто Господний суд-исследование начался только в 1918 г. после выявления полноты богооткровенного учения.

О том, что это за "полнота", мы уже говорили выше. Судя по всему, развитие учения иеговистов еще не завершено. А физиономия раннего иеговизма настолько изменилась, что покойный Ч.Рассел вряд ли признал бы сейчас нынешних свидетелей Иеговы наследниками некогда созданного им радикально-прогрессивного протестантского движения.