Orthodoxy and modernity. Digital Library

"Мы не повреждаем Слово Божие, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе". (1 Кор. 2, 17)

В своих богословских построениях о Втором Пришествии иеговисты опираются или, правильнее сказать, ищут опору в книге пророка Даниила, в частности в пророчестве о семи временах. Между тем совершенно очевидно, что повествование о семи временах (Дан. 4, 20; 29) касается исключительно личности вавилонского царя Навуходоносора.

Третья и четвертая главы книги пророка Даниила содержат послание Навуходоносора "Вам, народы, племена и языки" (Дан. 3, 4), где он изливает свое покаяние и живописует приключившееся с ним бедствие. Царь вавилонский, покоривший многие царства, в том числе Израильское, слишком высоко возомнил о себе. Дабы пресечь сие нечестие, Господь через сновидения показывает Навуходоносору его будущую судьбу, призывая тем к покаянию. Во сне царь увидел: "большое это было дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно, видимо, было до краев земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех... и вот нисшел с небес Бодрствующий и Святый. Воскликнув громко, Он сказал: "Срубите это дерево, обрубите ветви, стрясите листья с него и разбросайте плоды его, пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его, но главный корень его оставьте в земле и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен" (Дан. 4, 8-13).

Для разъяснения сна царь пригласил лучших мудрецов своих, но никто из них не мог разгадать сон. Тогда Навуходоносор предложил это сделать пророку Даниилу.

Пророк так истолковал сон царя: "Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало небес и видимо было по всей земле. Это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя - до краев земли. А что видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: "Срубите дерево... доколе не пройдут над ним семь времен, то вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего царя: тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным: вот чем может продлиться мир твой" (Дан. 4, 17-24).

Навуходоносор, которому было дано на покаяние двенадцать месяцев, так и не внял совету пророка. Расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, он говорил: "Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор, царство отошло от тебя! И отлучает тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями, травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою...Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву как вол и орошалось тело росою небесною" (Дан. 4, 27-30).

В книге пророка Исаии также есть пророчество о царе Вавилонском, где осмеяна его кичливость и показана бездна последовавшего падения: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравшие народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на гор (в сонме богов" (Ис. 14,12-13).

Обратимся к толкованию предсказания о Навуходоносоре блаженного Феодорита: " Итак, Бог всяческих, восхотев и сего царя привести к благочестию, многократно, подавая ему многие спасительные врачевства, и сперва, во второе лето царствования его, показал ему во сне оное тело (истукана. - И.Е.), и забвением сна заставил возыметь нужду в Пророке, а нам в истолковании сна в точности открыл преемственное последование царей, показав кратковременность и непорочность человеческого благоденствия. И царь немедленно ощутил пользу, и воздал Даниилу непомерное чествование, потому что повелел принести как Богу курение и возлияние. А по прошествии немногого времени поставил оный кумир, всех подданных принуждая поклоняться ему, предпочедших же благочестие, предал разженной печи (троих отроков. - И.Е.). Но благий Господь, снова явив долготерпение, не подверг его наказанию за высокомерие и зверство, но показуя ему Божественную силу, избавив усердных служителей от оного пламени. Он же снова получил малую от сего пользу. Но вскоре, не долго медлив, в тот же самый год предав опять забвению величайшее чудо сие, ополчается на Иерусалим, разрушает стены города, сжигает и святой храм Божий, посягает на его святилище, и как военную добычу, похитил все приношения, вместе с пленными берет их в Вавилон"210. Из сего следует заключить, что Господь избрал Навуходоносора орудием наказания нечестивцев, о чем пишет пророк Иеремия (Иер. 51, 20). Таким образом, многое из совершенного Навуходоносором по злому умыслу было орудием промысла Божиего. Однако все содеянное царь Вавилонский приписывал своему достоинству, забывая, что "величается ли секира пред тем, кто рубит ею! Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее! Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его" (Ис. 10, 15).

"Посему, - продолжает блаженный Феодорит, - так как сей жалкий из всего этого не извлек для себя никакой пользы, Бог всячески вознегодовал... И при этом не вдруг налагает на него наказание, но подает ему совет и увещевание через Даниила и целый год долготерпит, ожидая покаяния"211. Навуходоносор не покаялся. Господь помрачил его рассудок. Как долго пребывал царь Вавилонский в состоянии умопомрачения? Библия указывает "семь времен". "Подвергшись болезни умоповреждения, умоисступления и бешенства, безумствуя и кидаясь с яростью на всех, Навуходоносор по необходимости обложен был узами. Однако и этого недостаточно было, чтобы удержать его дома, скитаясь проводил он время в пустынях, бедствуя на открытом воздухе, и подобно скотам, питаясь травою"212, - пишет блаженный Феодорит. Вероятно, на время болезни царь был удален за пределы царственного града, дабы не соблазнять происходившим многих.

Отвечая на вопрос, сколько это "семь времен" блаженных, учитель Церкви поясняет: "О седьми временах одни утверждают, что это семь лет, а другие - три с половиной года, потому что Божественное Писание делит год не на четыре части, но на две главнейшие - зиму и лето, посему семь таких частей составляют три с половиной года"213.

"По окончании же тех дней, - говорит о себе царь Навуходоносор, - я возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне, и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего... В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратилась ко мне сановитость и прежний вид мой. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирять ходящих гордо" (Дан. 4, 31-34).

Из чего же исходят свидетели Иеговы, придавая эсхатологический смысл библейскому повествованию о семи временах, имеющих касание к жизни царя Навуходоносора? Согласно их учению, Навуходоносор взял в плен последнего царя израильского Седекию (607 г.), после чего эпоха теократического правления завершилась. По прошествии с той поры семи времен, а это, по мнению иеговистов, ровно 2520 лет, должна будет восстановиться теократия. Но в 1914 г. мир никаких признаков "божественного" правления не ощутил. Совершенно необъяснимо, чем руководствовались иеговисты, связывая повествование о временах книги пророка Даниила с повествованием о времени, временах и полувремени из книги Откровения, в которой одно время, как мы знаем, составляет 360 дней. Но даже, если согласиться, что "одно время" по Даниилову пророчеству равно 360 дням, то можно лишь заключить, что царь Навуходоносор провел в недуге около семи лет, т.е. 2520 дней, никакого иного смысла из этого сообщения извлечь невозможно.

Даже общее рассмотрение книги пророка Даниила указывает на вопиющую неосновательность экзегезиса иеговистов. В первой главе мы уже упоминали о "толковании" иеговистами смысла военных действий во второй мировой войне как битве "северного" и "южного" царей. Хотя из первых стихов одиннадцатой главы рассматриваемой нами книги ясно, что речь идет о государствах времен пророка Даниила.

Библия повествует: "Восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великой властью и будет действовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам" (Дан. 11, 3-4). Как известно, после своего заката могущественное царство Александра Македонского распалось на четыре части.