Orthodoxy and modernity. Digital Library

Книга пророка Даниила говорит нам о двух тысячах трехстах вечерах и утрах (Дан. 8, 14). Иеговисты считают, что эти пророчества исполнились в 1931 г. Они предлагают ко времени предыдущего (1925 г.) конгресса прибавить 6 лет и несколько месяцев (что равно 2300 дням) и получить 1931 г. Остановимся на этом более подробно.

Восьмая глава книги пророка Даниила содержит предсказание о царях мидо-персидских и греческих. С пятого по восьмой стих пророк Даниил описывает борьбу козла и овна, в коей первый одолел овна и "сломил у него оба рога" (Дан. 8, 7). Что стоит за этим образом? Древняя история свидетельствует о том, что император Александр Македонский одержал победу над мидо-персами. Относительно этого пророчества Блаженный Феодорит пишет: "Сказует же пророк, что сокрушены оба рога его потому, что Персы именовались вместе с Мидянами и Персами от Кира, первого царя, мидянина по матери и по отцу. И поелику первый царь их имел оба сии наименования, то подвластные ему народы по необходимости называли себя Мидянами и Персами"214.

Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части (Дан. 8, 8) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного "к югу и к востоку и к прекрасной стране" (Дан. 8, 9). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана.

Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41-53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования.

"В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники" (1 Макк. 1, 54).

Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на "две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится" (Дан. 8, 14) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, "даже до вечера и утра дней две тысячи и триста" (Дан. 8, 14). "Вечер, - пишет блаженный Феодорит, - у пророка назван началом бедствий, а утром - конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, - говорит святой, - от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев"215.

Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169216 по 164 г. (до Р.Х.)217 Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий - нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев - прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха - 164 г. (до Р.Х.).

А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: "отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его" (Дан. 8. 11). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

Напомним, что один из лидеров иеговистов, Рутерфорт, пророчил Армагеддон в 1925 г. Эту дату сектанты исчислили следующим образом. К 1575 г. до Рождества Христова (время исхода евреев из Египта) прибавили три с половиной тысячи лет (-1575+3500=1925). Эти 3500 лет получены иеговистами путем умножения цифры семьдесят на пятьдесят (период семидесяти юбилеев, каждый из которых охватывает промежуток времени в пятьдесят лет).

Надо заметить, что получение искомой ими даты - 1925 г. - результат ничем не мотивированной арифметической игры. На каком основании иеговисты связывают семьдесят юбилеев и исход евреев из Египта? В пророчестве о семидесяти седьминах (Дан. 9, 24-27) сказано исключительно о указании на срок Первого Пришествия Христа Спасителя, вычисления которых у православных богословов и иеговистов одинаковые. Отчего юбилейный цикл (50 лет) нужно умножать на семьдесят?

Не обошли вниманием иеговисты и двенадцатую главу книги пророка Даниила о тысячи двухстах девяноста днях. "Мерзостью запустения" (Дан. 12, 11) они называют созданную в 1919 г. Лигу Наций. "Прекращение ежедневной жертвы" (Дан. 12, 11) - взятие американскими властями под стражу руководителей Бруклинского центра. В пересчете на 1290 дней - это чуть менее трех с половиной лет. К 1918 г. - "времени прекращения ежедневной жертвы" иеговисты прибавляет 1290 дней и получают 1922 г., время проведения конгресса (шт. Огайо) свидетелей Иеговы, который, конечно же, был "предсказан", что и следует из приведенных выше расчетов. Там же в книге пророка Даниила видят иеговисты и указание на срок Второго Пришествия Христа. "В то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего: и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан. 12, 1).

"Михаил, - говорит блаженный Феодорит, - Архангел Господень, которому вверено попечение о вас (иудеях. - И.Е.), восстанет тогда против нападающих"218. Речь идет именно об Архангеле, что следует из предшествующих глав книги, где он назван "князем" и покровителем народа иудейского (Дан. 10,13:21). И только следствием экзегетического недоразумения можно считать отождествление Архангела Михаила с Господом нашим Иисусом Христом.

"Тогда явится великий Илия, чтобы проповедовать иудеям Пришествие Господне и обратит многих"219. Происходить это будет в три с половиной года - "тысяча двести девяносто дней" (Дан. 12, 11). "К концу оного владычества, - отмечает блаженный Феодорит, - явится Илия и предвозвестит Второе Пришествие нашего Спасителя". Однако в этом случае 1290 дней иеговисты не переводят в годы. Отчего же? Ведь эта "цифра" (1290), как и пророчество о семи временах, также находится в данной книге (Дан. 4. 29).

Восьмая глава пророчеств Даниила описывает бедствия, которые постигнут иудеев при нашествии Антиоха Епифана. Тогда был осквернен храм, в котором был поставлен идол Юпитера Олимпийского220. Антиох Епифан являлся как бы прообразом воцарения Антихриста при последних временах221. Бедствия при первом продолжались две тысячи триста дней (Дан. 8, 14), при Антихристе тысячу двести девяносто дней. И если существует аналогия во временах, то, очевидно, должны быть соответствия и во внешних событиях. В ком же в начале двадцатого века бруклинцы видят Антихриста? Если в отколовшихся от бруклинцев, то расколы постигали Общество и в последующие годы. Так, пророчество об Армагеддоне в 1925 г. принесло лишь множество разочарований и отход верующих от теократического царства.