Orthodoxy and modernity. Digital Library

Православие исходит из того, что Церковь, как Тело Христово, обретает духовное бытие только по причастии Святого Духа, которого Христос ради Своей Голгофской Жертвы исходатайствовал для нас от Отца Своего Небесного. Святой апостол Павел учит: "Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8, 9), т.е. не принадлежит Церкви Христовой.

Возрождение человека к вечной жизни совершается посредством участия в святых Таинствах. Без участия в них невозможно спасение. Сам Господь пребывает там, где собираются двое или трое во Имя Его (Мф. 18, 29), если они истинные члены Его Церкви.

Господь с возлюбленными Его всегда и везде един и неизменен. Определяя разные степени причастности к Духу Святому, иеговисты допускают неравное духовное сопребывание Христа с общинниками, "рожденными свыше" и рядовыми "свидетелями".

Понимание неодинаковой приближенности к Господу существует и у православных верующих и зависит от силы горения их сердец, но нет здесь пропасти предопределения к данной раз и навсегда недоступной множеству "ступени спасения". Православие же учит, что святой отличен от обычного верующего одним - глубиной любви к Истине.

Воззрение иеговистов на Церковь Христову воинственно противостоит не только учению Православному, но и входит в противоречие с иными протестантскими течениями, которые при всей конфессиональной пестроте своей, однако же, причисляют себя к членам единой Вселенской Церкви. Но нет, по их мнению, в ней места иеговистам, извратившим Слово Божие до неузнаваемости.

"Церковь там, где епископ", - учит святой Игнатий Богоносец. Без законного священства, берущего свое начало от святых Апостолов, не может быть и Церкви Христовой, которая есть собрание верующих, но не спасенных (ибо таковые - только на небе), а спасающихся, т.е. святых, праведников и грешников - борющихся, падающих и поднимающихся.

Поименовав одним словом - Церковью - мистическое Свое Тело и верующих, пребывающих до времени в бренной плоти, Господь явил нераздельную цельность веры, как в сокровенной, так и в земной жизни человека.

Исключительное право "малого стада" на членство в Теле Христовом и участие в сектантском хлебопреломлении есть не что иное, как произвольное разделение стада верующих "на овец и козлищ". У иеговистов нет ни причин, ни объяснений, почему одни из них удостоены неба, а другие - земли. Разве не все христиане обязаны с равным усердием приносить "духовные жертвы, благоприятные Богу" (1 Петр. 2, 5).

"Нет спасения вне Церкви", - говорят православные, на что им нередко возражают, что спасает не членство в обществе (церкви), а вера. Это так, но при условии, что эта вера единственно истинной Церкви. А если истина одна (а она одна), то прочие вероисповедания неизбежно ложны, ибо сказано о них в Писании: "церковь лукавствующая".

Всякий человек, боящийся Бога и поступающий по правде Его, приятен Богу. Однако это не значит, что такой человек может спастись, живя вне Церкви, без ее благодатных Таинств. "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили (т.е. не в счет наших будущих заслуг. - И.Е.), а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни" (Тит. 3, 5-7). Благодать же Святого Духа пребывает только в Церкви - обществе истинно верующих и исповедующих Христа своим, как явленным, так и сокровенным строем жизни. Церковь Христова - "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15), она указывает верный путь и подает средства к спасению. Все же прочие конфессиональные объединения к истинной Церкви не принадлежат, а следовательно, обманывают и обманываются в упованиях на спасение.

Раздел XV. Поклонение Богу в духе и истине

"Близок Господь ко всем, призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит". (Пс. 144, 18)

"Беззаконников соблюдать ко дню суда... которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, своевольны и не страшатся злословить высших". (2 Петр. 2, 9-10)