Orthodoxy and modernity. Digital Library

Истине поклоняется тот, кто участвует в жертве Христовой, кто принимает для прощения грехов и наследования вечной жизни истинное Тело и истинную Кровь Христа (Ин. 6, 51-56), а также участвует в других спасительных Таинствах Церкви, подающих верующим благодать Святого Духа. Этим, однако, никто не утверждает, что благодать "прикована" к каким-то внешним символическим действиям. Нет, строй совершения обрядов и Таинств может меняться, но если исказился духовный строй жизни и преложился на душевно-еретический, не спасет никакая, пусть и абсолютно правильно совершаемая по форме служба.

Здесь мы сталкиваемся с двумя противоположными по своей сути явлениями. С одной стороны, к примеру, старообрядцы, говорящие об отсутствии благодати Божией при неполном погружении при крещении и перекрещивающие таковых. С другой - протестанты, вообще отрицающие какое-либо действие благодати при крещении и, тем не менее, строго держащиеся за непременность полного погружения (свидетели Иеговы, баптисты и др.).

Еще можно понять первых, но к чему такой буквализм у вторых? Так совершали Апостолы, говорят нам. Но где, к примеру, написано, что при крещении нужно опускать в воду крещаемого именно спиной (у свидетелей Иеговы) или при погружении держать руки у крещаемого на голове? Ничего этого в Писании нет. Характер обрядов слагается в процессе длительного исторического бытия конфессии. Но даже среди родственных ей групп они могут быть совершенно различными. Нередко новое движение в рамках какой-либо конфессии выделяется именно незначительным изменением обряда. И тогда это малозначительное приобретает в глазах адептов нового веяния решающее значение. Богослужения, совершаемые в разных православных Патриархатах, тоже имеют немало различий, но эти различия не становятся предметом раздоров и нестроений. У сектантов какое-нибудь самоновейшее религиозное движение может возникнуть иногда из форменного пустяка, например запрещения носить галстуки и т.п.

Итак, если обряды исполняют и протестанты, чем же тогда в их глазах не правы православные? Никак не меньше молятся они, читают Священное Писание, творения Святых Отцов дома, нежели протестанты, которые тоже почитают своих отцов-богословов. Вправе ли они обвинять православных в отсутствии истинного поклонения, ссылаясь на обрядовую сторону богослужения, ведь истинны не сами действия как таковые, а состояние души, которое сопровождает их.

"Дух животворит; плоть не пользует ни мало" (Ин. 6, 63), - можно услышать в ответ на это. Но именно эти слова и обличают сектантов, которые необъяснимо зачем раз в месяц, а некоторые раз в год (свидетели Иеговы) на своих служениях пьют вино и едят хлеб. Говорят - это в память о Спасителе. Но у христианина Господь и без того всегда должен быть в памяти. На деле оказывается, что православному легче согласиться с изменениями в обряде (взять хотя бы, к примеру, соборы Русской Православной Церкви XVII в.), чем протестанту отказаться от какой-либо детали обрядовости.

Трудно, например, понять, почему протестанты совершают крещение в одно, а не в три погружения. Никаких указаний в Писании на этот счет нет. При посвящении в пресвитеры они возлагают руки на голову. Но зачем, если это всего лишь назначение на должность и не более? Нередко рукоположенный занимается сугубо административной деятельностью, никого не "окормляя". Не проще ли в таком случае просто назначить в пресвитеры?

Из всего вышесказанного можно заключить, что и православные, и протестанты, будучи обладателями дара души и тела, осуществляют как сокровенное, так и зримое служение Богу. Православным привычно указывают, что в их богопочитании много того, что Библия запрещает, например почитание святого креста Христова, честных икон, мощей святых. И при этом непременно приведут

4-й стих из 20-й главы книги Исход: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли" (Исх. 20,4).

3. Почитание креста Христова

Свидетели Иеговы говорят, что эта заповедь запрещает создавать какие-либо предметы поклонения и боготворить их. С этим следует согласиться, ибо всякая заповедь дается в предостережение и сохранение от греха, очерчивает границы дозволенного и недозволенного. Но давайте спросим, а какое значение для честного брака имеет заповедь - "Не прелюбодействуй" (Исх. 20, 14). Запрещая безнравственное и беззаконное, она сокровенно действует и пребывает в душах благочестиво живущих в браке, одной из основных задач которого и является рождение детей. И для таких нет нужды ежеминутно возвещать о ней, ибо для чистого все чисто. Для нечистого и чистое становится "объектом" греха.

Итак, всякая заповедь дается в преддверии греха. Десятисловие книги Исход (20, 3-17) в этом смысле весьма символично. Еврейский народ тогда шел в землю обетованную, где жили народы, поклонявшиеся тому, что было на небе, - солнцу, звездам - и тому, что было на земле, - "священным" животным, камням, рощам. Дабы охранить свой народ от идолопоклонения, было дано запрещение делать всякие неосвященные Богом изображения. У истинных поклонников Божиих Ветхого Завета было немало предметов обрядового поклонения. Книга Исход говорит, что в святая святых находилось изваяние двух херувимов (Исх. 25, 18-22), посредством которых совершались такие великие чудеса, как разделение вод Иордана (Исх. 25, 18-22), разрушение стен Иерихона (Ис. Нав. 6, 19). Посредством ковчега Завета произошло ниспровержение идолов и наказание язычников (1 Цар. 5, 3). За прикосновение Озы к ковчегу, что допускалось совершать только левитам, служащим у скинии, Господь смертью поражает его (2 Цар. 6, 7) и благословляет Своими щедротами дом Аведдара Гефянина (2 Цар. 6, 11).

В Новом Завете Господь часто подает свою милость посредством возложения Своих рук (Лк. 13, 13), через брение (Ин. 9, 6), через Свои одежды (Мф. 14, 36; Лк. 8, 43-48), а также Своих Апостолов (Деян. 5, 12; 19,11; 28,8). Из Деяний святых Апостолов нам известно, что даже тень апостола Петра доставляла людям исцеление от недугов (Деян. 5, 18).

В Ветхом Завете жертвенник скинии, а позднее Иерусалимского храма являлся великой святыней. Самим Богом о нем сказано: "И будет святыня великая" (Исх. 30, 29).