Orthodoxy and modernity. Digital Library

В дореволюционной России вопрос о воинской службе, равно как и о смертной казни, активно обсуждался на протяжении многих лет. Как правило, сектанты и леволиберальные демократы выступали единым фронтом против смертной казни.

Их шумные спекулятивные кампании в печати против насилия на самом деле порождали еще большее насилие. В итоге в начале XX в. страну накрыла кровавая волна либерального террора, в том числе религиозно настроенных отщепенцев всех мастей, остановить который могли только жесткие противодействия властей. Факты свидетельствуют, что своим учением о непротивлении злу насилием сектанты поощряли террористические вылазки эсеров и прочих "борцов" с самодержавием.

Это, однако, не мешало сектантам, выступающим против вооруженной защиты Отечества вопреки заповеди "не убий", при защите своего имущества совершать убийства, которые, впрочем, таковыми ими не считались (см. Миссионерское обозрение 1914, № 11, с.18). Процветала "двойная бухгалтерия", когда вооруженная защита общественного имущества считалась грехом, а личного - добродетелью.

Однако дела сектантов слишком часто расходились с их словами. Основатель секты русских иеговистов286 Н.Ильин, выступая с анархистскими лозунгами, требовал отмены государства со всеми его общественными институтами самозащиты. Все, что окружает человека в сем мире, по его мнению (как и нынешних свидетелей Иеговы), предано в руки сатаны. В конце XIX в. на Урале был раскрыт заговор сектантов-иеговистов, которые на Уральских заводах тайно изготовляли бомбы с целью убийства ряда должностных лиц287.

О сектантах лучше всего судить по делам их. Исполненные ненависти и злобы к истинной Церкви и разумным началам государственного устройства, они хулят вся и всех с упоением утверждаясь в безграничной гордыне. Вообще универсальный признак секты любого направления и основание всякого сектантского самоутверждения есть отрицание. Сектантство, подобно атеизму, способно существовать только паразитируя на теле Церкви.

Стремясь основать нечто новое, сектанты с неизбежностью разрушают, причем каждая секта делает это в своей области своими способами. Если бы определенная часть человечества вняла бы "миротворческому гласу" сектантских проповедников, то это ввергло бы мир в хаос насилия и разрушения.

Из сказанного можно заключить, что сектантский пацифизм даже теоретически несовместим с правилами человеческого общежития. Все прочие догмы сектантов столь же губительны, но уже не столько для гармонии социального бытия, сколько для становления вечных духовных ценностей, которые в итоге обрекают человека либо на вечную славу, либо на вечное поругание.

Глава III. Современное состояние иеговизма

Раздел I. Краткий исторический очерк секты свидетелей Иеговы в России

Нынешние свидетели Иеговы утверждают, что "современная история свидетелей Иеговы в России началась более ста лет назад"288. Основанием этому служит письмо верующего иеговиста, опубликованное в 1887 г. в журнале "Сторожевая башня", в котором говорилось: "Я также отправляю экземпляры "Сторожевой башни" по почте в разные места, даже в Россию"289.

В изданной в 1996 г. брошюре "Свидетели Иеговы в России"290 приводится выдержка из журнала "Сторожевая башня" за сентябрь 1891 г., где сообщается, что "в России у Ч.Рассела была важная встреча с верующими, который как миссионер распространял библейскую истину среди живущих там людей"291. В первой главе работы мы уже упоминали: в своей шумной миссионерской деятельности Ч.Рассел нередко прибегал к обману публики, рассказывая в печати о поездках, которых не было. Вполне возможно, что "поездка" в Россию одна из таких.

В декабре 1911 г. "Сторожевая башня" опубликовала письмо Р.Х.Олежинского, разъездного служителя Исследователей Библии в Восточной Европе, в котором сообщалось, что на русский язык переведено 10 тысяч экземпляров буклета "Где находятся умершие?"

В ежегоднике свидетелей Иеговы за 1927 г. приводится письмо свидетеля Иеговы из России, который писал: "В нашем хозяйстве десять верующих, еще четверо - в Кургане, пять - в Шарапкино и шесть - в Павловке"292.