Orthodoxy and modernity. Digital Library

Глава III. Современное состояние иеговизма

Раздел I. Краткий исторический очерк секты свидетелей Иеговы в России

Нынешние свидетели Иеговы утверждают, что "современная история свидетелей Иеговы в России началась более ста лет назад"288. Основанием этому служит письмо верующего иеговиста, опубликованное в 1887 г. в журнале "Сторожевая башня", в котором говорилось: "Я также отправляю экземпляры "Сторожевой башни" по почте в разные места, даже в Россию"289.

В изданной в 1996 г. брошюре "Свидетели Иеговы в России"290 приводится выдержка из журнала "Сторожевая башня" за сентябрь 1891 г., где сообщается, что "в России у Ч.Рассела была важная встреча с верующими, который как миссионер распространял библейскую истину среди живущих там людей"291. В первой главе работы мы уже упоминали: в своей шумной миссионерской деятельности Ч.Рассел нередко прибегал к обману публики, рассказывая в печати о поездках, которых не было. Вполне возможно, что "поездка" в Россию одна из таких.

В декабре 1911 г. "Сторожевая башня" опубликовала письмо Р.Х.Олежинского, разъездного служителя Исследователей Библии в Восточной Европе, в котором сообщалось, что на русский язык переведено 10 тысяч экземпляров буклета "Где находятся умершие?"

В ежегоднике свидетелей Иеговы за 1927 г. приводится письмо свидетеля Иеговы из России, который писал: "В нашем хозяйстве десять верующих, еще четверо - в Кургане, пять - в Шарапкино и шесть - в Павловке"292.

В 1928 г. в Россию приехал миссионер-иеговист Д.Янг. В своем письме от 14 февраля 1929 г. он извещает президента Общества Д.Рутерфорта: "В городке Курске, что в 80 километрах от Харькова, получено разрешение напечатать 15 тысяч буклетов "Свобода" и "Где находятся умершие?". Миссионер также прислал более ста адресов жителей России, которые хотели бы получать журнал "Сторожевая башня"293.

Этим, по существу, исчерпываются факты исторического бытия иеговизма в России, приведенные в упомянутой нами работе.

Очевидно, что малочисленные группы свидетелей Иеговы в России существовали вплоть до начала второй мировой войны. Несомненно, что период жестоких гонений, начавшийся (для протестантов) с 1929 г., коснулся и иеговистов. Поэтому, исходя из исторически достоверных сведений, мы должны признать, что, к счастью, иеговизм в Россию пришел много позднее, нежели публично представляют это его записные пропагандисты и агитаторы из США.

Одним из первых проповедников иеговизма на территориях, вошедших впоследствии в состав СССР, был сам его основоположник Чарльз Рассел, который в 1908 г., путешествуя в качестве миссионера по Европе, посетил Румынию и Финляндию294. Каких-либо организационных структур в то время ему создать не удалось и первые общины в Румынии появились только в конце 20-х годов295, хотя постоянная проповедническая деятельность иеговистов начала вестись здесь сразу после окончания первой мировой войны. Ее следствием явилось создание филиала Бруклинского центра в румынском городке Клуже (Трансильвания). Филиал Общества участвовал в распространении иеговизма в Бессарабии и Северной Буковине (Черновицкая обл. Украины).

В начале 1924 г. в городе Галец на территорию Южной Бессарабии под видом коммерсантов прибыли миссионеры клужского центра и приступили к активной проповеди своего учения. В середине 1924 г. в Хотинском уезде действовала первая община иеговистов, насчитывавшая около 60 человек.

Постепенно последователи иеговизма появляются в различных городах Румынии. Особенно много их групп возникает в Бухаресте, куда и перемещается в 1932 г. центр свидетелей Иеговы Румынии. В июне того же года решением трибунала Бухареста иеговистская община-центр была легализована, а старое название ее в Бухаресте - "студенты Библии" - было заменено на "Свидетелей Иеговы". Тогда же создаются филиалы общины в Северной Бессарабии и Центральной Буковине.

Центр в Бухаресте издавал бюллетень "Советы для свидетелей Иеговы" и распространял его на все подконтрольные ему территории. Со временем в городе Хотине (Северная Бессарабия) образовался другой крупный центр иеговистов, располагавший своей типографией "Золотая книга", издававшей журнал "Вестник имени Иеговы".