Orthodoxy and modernity. Digital Library

К середине 30-х годов общины свидетелей Иеговы имелись практически во всех уездах Румынии.

В 1934 г. в городе Кишиневе, где уже существовала община, вел проповедническую деятельность миссионер Бухарестского центра Палеос Николас.

Первые иеговисты в Беларуси появились в Брестском повете в 1925 г. Численность общины едва составляла 20 человек, но в 1926 г. она возросла уже более чем в 2 раза. В 1935 г. адепты свидетелей Иеговы обосновались уже в трех районах Беларуси: Кобринском, Драгочинском и Брестском.

После первой мировой войны США под предлогом оказания Польше экономической помощи обеспечили себе право вести там религиозно-миссионерскую деятельность. В 1920-1922 гг. в Польшу стали прибывать миссионеры-иеговисты296.

На территории Литвы в начале 20-х годов проповедовали несколько английских миссионеров: Крептон, Дункан и другие.

К концу второй мировой войны почти во всех приграничных государствах Советского Союза действовали весьма многочисленные общины иеговистов297.

Возникновение иеговизма собственно в России можно отнести к 1939 г. Это было связано с актом воссоединения Западной Украины, Западной Беларуси, а также вхождением прибалтийских государств и Бессарабии в состав СССР298.

Есть основания полагать, что немногочисленные общины свидетелей Иеговы имелись на исконно русской территории и ранее, например в Южной Малороссии.

К 1949 г. на территории СССР насчитывалось 20 тысяч семей, исповедовавших иеговизм299, хотя, на наш взгляд, эта цифра сильно завышена.

Советское правительство не раз обращалось к руководству свидетелей Иеговы с предложением зарегистрировать свою организацию на основании действующих законов. Это налагало на общины тяжелое бремя запретительных советских инструкций, регулировавших деятельность религиозных объединений в стране. Иеговисты на таких основаниях регистрироваться отказались и продолжали свою деятельность без регистрации, что, согласно законам, было запрещено. За несанкционированные собрания свидетели Иеговы постоянно подвергались различного рода административным и уголовным наказаниям.

В 1949 г. иеговисты СССР направили петицию министру внутренних дел, которая была скорее вызовом возмущенных верующих, нежели документом, который мог иметь какое-нибудь практическое значение. Петиция содержала шесть пунктов. В первых трех, в частности, говорилось: "Существует единый праведный, вечный Бог, Логос - Слово был первым Его Творением и посредником в творении. Логос сделался человеком и принял смерть во имя послушных людей, после его воскресения Бог поставил Его главою Своей Новой главной организации. Его послушные дети обязаны свидетельствовать о высших властях Иеговы и провозглашать Его намерения о человечестве. Следующим великим делом Бога будет уничтожение организации сатаны и введение справедливости на земле".

В петиции свидетели Иеговы разъясняли цели своей деятельности. В их числе - провозглашение Евангелия о царстве Божием, публикация и распространение святой Библии и издание религиозной литературы, организация библейских просветительских курсов для взрослых и детей, создание специальных школ и классов.

Государственные органы ответили на петицию арестами. Заключенные под стражу иеговисты усматривали в этом промысел Божий и энергично проповедовали свое учение в тюрьмах и лагерях. По свидетельству самих иеговистов, это было наиболее плодотворное время для распространения идей о теократическом царстве.

Отметим, что против регистрации выступали представители и других религиозных объединений СССР, впоследствии, однако, большинство из них в тех или иных формах зарегистрировали свои объединения. В 1944 г. объединились в единый союз баптисты и евангельские христиане. К 1945 г. к ним присоединились до половины всех пятидесятнических общин страны, а в 1953 г. в это объединение вошли братские менониты.