Orthodoxy and modernity. Digital Library

"С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю". (Быт. 37, 35)

"Диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков". (Откр. 20, 10)

"С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю". (Быт. 37, 35)

"Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". (Мф. 25, 41)

Иеговисты отрицают возможность посмертных воздаяний грешникам. А если нет вечных мучений, то не может быть и какого-то особого места пребывания душ грешников - ада. Православное понимание адских мук не имеет ничего общего с вульгарными материалистическими построениями, согласно которым вечные мучения представляют собой некие изощренные физические пытки.

Все бесконечно сложнее. У святого Иоанна Златоуста в этой связи находим замечательные слова: "Бог благ, потому и геенну сотворил".

Православная Церковь учит, что адские мучения - это терзание совести за греховно проведенные годы земной жизни. И что все мы - праведники и неправедники - воскреснем с обновленными "духовными телами". Плоды Голгофской жертвы распространяются на все человечество106. Но если тела праведников явят собой символ чистоты и праведности, то тела грешников - бездну греха и отчаяния.

Внезапно исцеленная совесть откроет беззаконникам нестерпимую сияющую праведность Лика Божия и всех взирающих на них небесных жителей. Грешники будут не в силах вынести сияние этих ликов, но особо - Лика Господня. Горы, "падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле" (Откр. 6, 16), будут вопить они, тем самым подражая Адаму и Еве, чья совесть после грехопадения заставляла их искать место, дабы укрыться от лица Божия.

Воскресение восстановит должную гармонию вневременного бытия, когда человек увидит себя не как бы через тусклое стекло (1 Кор. 13, 12), но во всей полноте своего внутреннего состояния. "Тогда праведники воссияют как солнце" (Мф. 13, 43).

По милости своей и бесконечному человеколюбию Господь сотворил особое место, именуемое адом, где только личная совесть каждого будет судиею человека. Этим Господь облегчил вечные мучения грешников, так как их пребывание с праведниками в одном месте только усугубит муки нераскаявшихся. В сообществе с праведниками муки, доставляемые угрызениями совести, стали бы для грешников невыносимыми. Известно, сколь тягостно и болезненно переживает человек греховный присутствие рядом личности высокой нравственности и духовной чистоты. Что же будет, когда Господь "осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения" (1 Кор. 4, 5). Осознание личного несовершенства превратит посмертное бытие грешника в бездну неизъяснимых мук.

Еще пророки Исаия и Даниил предсказывали грешникам вечность ожидающих их мучений после всеобщего воскресения в обновленном мире. Исаия говорил: "Червь их не умрет, и огонь их не угаснет" (Ис. 66, 24). Даниил высказывал убеждение, что "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2).

Последний из ветхозаветных пророков - Иоанн Креститель, - возвещая народу Спасителя мира, пророчествовал о Нем как о будущем Судие и Мздовоздателе грешникам, которых он уподобил соломе и пшенице. Креститель Господа предрекал: "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф. 3, 12).

Вечность мучений, ожидающая грешников по Страшном Суде, с неменьшей непреложностью предречена и Самим Господом нашим Иисусом Христом, говорившим, что если кого соблазняет какой-либо из членов тела, то лучше его отсечь от себя, и безрукому или хромому войти в Царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный (Мф. 18, 8) и неугасимый (Мк. 9, 43). Напоминая о геенне огненной, Господь неоднократно говорил, что там "червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мк. 9, 44).

Очевидно, что слова "червь" и "огонь" не следует понимать буквально. "Червь" - это воплощение непрестанно терзающей, обличающей грешника совести. "Огонь" свидетельствует о великой тяжести мучений.