Orthodoxy and modernity. Digital Library

На Страшном Судилище нелицеприятный Судия вынесет беззаконникам свой приговор: "Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41).

Мучения грешников вечны, так же как и вечна жизнь праведников (Мф. 25, 46). В речах Спасителя повествование о вечной жизни всегда сопровождается указанием на вечное бытие добрых и злых, но при этом отмечается различное качество этого бытия.

Апостол Павел о непознавших Бога и противящихся воле Его говорил, что они "подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" (2 Фес. 1, 9). "И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью" (Откр. 14, 11), - возвещает святой Иоанн Богослов.

Иеговисты к понятию "вечности мук", если оно касается будущего состояния грешников, относятся с известной долей условности. Трудно понять, почему в одном случае понятию "вечность" прилагается одно значение, т.е. допускается вечная жизнь блаженная, а в другом - иное. Они тщетно силятся разделить неразделимое, ибо сказано "и пойдут сии в муку вечную, а праведники же в жизнь вечную" (Мф. 25, 46). Ибо, допуская вечное блаженство для праведников в будущей жизни, сектанты непременно должны допустить и возможность вечных мучений для грешников.

Вечность в устах Спасителя и Его учеников всегда имеет свой первозданный, первичный смысл - бесконечной временной протяженности. "Наступает время, и настало уже, - говорит Спаситель, - когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 25-29).

В другом месте Господь прямо свидетельствует, что "сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут" (Лк. 20, 35). Так подтверждаются начатки учения Ветхого Завета.

Господь Иисус Христос пришел не нарушить, а исполнить не только подзаконную жизнь, но и наполнить "вином" нового учения мехи ветхозаветного учения о смерти.

Отвергая посмертное воздаяние грешникам, иеговисты отсылают своих оппонентов к книге пророка Иеремии, где есть такие слова: они "устроили высоты Тафета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелел, и что Мне на сердце не приходило" (Иер. 7, 31). "Если мысль о сжигании людей в огне никогда не приходила в сердце Бога, - пишут свидетели Иеговы, - то кажется ли разумным, что Он создал огненный ад для тех, кто не служит Ему. Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 8). Стал бы действительно любящий Бог мучить людей?107

То, что человеколюбивый Господь противник всяких человеческих жертвоприношений, а именно об этом речь у пророка Иеремии, это бесспорно. Как и бесспорно то, что не станет Творец мучить собственное творение. Христианская Церковь никогда и не понимала адский "огонь" как месть Бога за грех, ибо, живя уже здесь, на земле, грешники вкушают "пламень" будущих духовных страданий. Бог никого не толкает на грех, поэтому "что посеет человек, то и пожнет".

Прочие тексты, приводимые иеговистами в обосновании их учения об отсутствии адских мучений, столь же малоубедительны. "С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт. 37, 35). "Подумай, - пишут они, - верил ли Иаков, что его сын Иосиф попал в такое место мучений, чтобы навечно остаться там, и хотел ли он сам отправиться туда, чтобы встретиться с ним?"108 Ответим им: конечно же верил, ибо говорил о сошествии туда, где находится его сын. Мы не можем знать, верил ли Иаков, что эти мучения будут вечными и желал ли сам туда отправиться. Знаем одно - мысль о загробном воздаянии у него вызывала печаль. И это не удивительно, ведь все ветхозаветные праведники после смерти попадали в преисподнюю. После Своей смерти Господь Иисус Христос сошел в ад и, проповедовав там, вывел оттуда всех, принявших Его учение. До крестных страданий, по учению Церкви, все умершие непременно шли в ад.

В Ветхом Завете мы нигде (за исключением неканонических книг) не находим указаний на блаженную жизнь праведников после смерти. Даже лучшие из них восклицали: "О, если бы ты в преисподней сокрыл меня... положил мне срок, а потом вспомнил обо мне!" (Иов. 14, 13). Вот как толкуют этот стих свидетели Иеговы: "Если шеол означает место огня и мучений, хотел бы Иов пойти туда и пробыть там, пока Бог не вспомнил бы о нем. Ясно, что Иов хотел лишь умереть и пойти в могилу, чтобы кончились его страдания"109. С этими доводами никак нельзя согласиться. В обращении Иова мы слышим страстный вопль к Богу о прекращении его земных страданий, которые ему кажутся более невыносимыми, нежели в преисподней. Именно там, в преисподней, Иов стремился изжить то время, которое отпущено ему на земле для страданий. А также выражения - "сокрыл меня", "положил срок", "вспомнил обо мне" наводят на мысль о посмертном существовании. Если же такового нет, то о каком сроке мог говорить Иов?

Апеллируя к книге Екклесиаста, сектанты цитируют: "Все, что может делать рука твоя, делай, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл. 9, 10). Да, в потустороннем мире мы не будем стоять у сталеплавильных печей, перед приборной панелью с датчиками, у операционного стола и т.п., и все знания, и все размышления обо всем том, что было в сей жизни, кроме самоосуждения за грехи, будут бессмысленны. Именно этот смысл и несет стих из Екклесиаста.

Иногда для обоснования своих выводов иеговисты прибегают к манипуляциям библейскими понятиями "шеол" и "гадес". "К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней (шеол) я возопил - и Ты услышал голос мой" (Иона, 2, 3). "Не оставлена душа его в аде" (гадес). Они отмечают, что слова "шеол" и "гадес", встречающиеся в вышеприведенных и других цитатах, не несут в себе смысловой нагрузки, указывающей на вечность. С этим можно согласиться, однако ж, в свою очередь, отметим, что эти понятия не содержат указания и на полное прекращение жизни. Напротив, контекст, в котором встречаются эти понятия, указывает, что православное чтение о загробном воздаянии вполне отвечает духу и букве библейских пророчеств.

Точно так же и библейское понятие "геенна" иеговисты толкуют сообразно схеме своего учения. Господь предупреждал книжников и фарисеев: "Змии, порождения ехидны! Как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мф. 23, 33). Геенной евреи называли долину Енномову, расположенную неподалеку от Иерусалима, где в древности приносили в жертву детей, но по распоряжению благочестивого царя Иосии сделали впоследствии ее местом для свалки мусора. Ко времени земного служения Христа жители Иерусалима знали лишь то, что это городская свалка, и не более того. Отсюда их непонимание того, что разумел Иисус, когда им предрекал, что их первосвященники будут мучимы в геенне110, утверждают сектанты. Для Иисуса, говорят они, слово "геенна" было синонимом свалки как означавшем полное и вечное уничтожение.