«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Зависимость от различных видов игр получила назва­ние "лудомании" (от лат. "ludus" - игра), а также гемблинг, игромания. Различают зависимость от игральных компью­терных систем, от игры в казино и от игровых автоматов. Возрастной ценз компьютерной зависимости - подростки и молодые люди до 18-20 лет, хотя границы эти могут ощутимо меняться. Так, в Америке изобретена и уже появилась в Москве специальная игровая приставка для младенцев. Провода от датчиков подсоединяются к ручкам малыша, и его непроизвольные Движения вызывают изменения цветовых пятен на экране. Совсем скоро ребенок начинает присматриваться к экрану, заинтересовывается картинками и развлекает себя сам. Мама может спокойно заниматься своими делами. Но вот только впоследствии у такого "игрока" остаются неразви­тыми лобные доли мозга и необратимо нарушается психи­ческое развитие.

Америка уже бьет тревогу: многие из пяти-шестилетних детей приходят в школу, практически не умея говорить. Односложная речь, непонимание простейших инструкций, крайне выраженная неспособность к обучению - сделать ребенка таким очень просто: заменить разговор по душам с мамой или прогулку с папой, любимую игру, сказку на ночь или колыбельную водопадом подарков и исполнения всех желаний («мой ребенок не должен нуждаться ни в чем!»). И главное, не забыть про компьютер и телевизор.

В ПЛЕНУ ИЛЛЮЗИЙ

Не у всех детей есть дома такие "игрушки", как у друзей, или, напротив, есть все, но скучно играть одному. Настоящей бедой для родителей становится "пропадание" подростков в игровых салонах, когда те играют там по пятьдесят часов в день и, наконец, вообще перестают есть, спать, играя, не трогаясь с места, пока деньги не закончатся. Единственной заботой для них становится поиск денег - и начинаются кражи.

Незрелая психика подростка еще не может противо­стоять совершенству игр, с их яркостью изображения и возрастанием возможностей, имитирующих реальность. Для изменения сознания и принципов взаимодействия с реальным окружающим миром подростку бывает достаточ­но одного часа диалога с призрачным миром. "Виртуаль­ная порнография" позволяет чуть ли не управлять тем, о чем неловко и говорить. Чем это обернется потом? Современ­ные игры полностью имитируют составляющие боевых сценариев: человеческое тело, кровь. Большинство из них построено на имитации насилия - насилия, которым игрок управляет!У БЕДНЫХ СВОИ ИГРЫ

Зависимость от казино можно отнести даже не к игре, развлечениям, а к особому стилю жизни, привилегии совре­менных "аристократов". Как явление элитарное, оно не столь характерно для подавляющего большинства населе­ния, по сравнению с компьютерными играми или игровыми автоматами, ставшими "казино для бедных".

В провинциальных городах автоматы появились осенью 2002 г. - сейчас "позорные столбы", как их уже называют, есть в каждой деревне. Унас массовый "вброс" их произошел после шумихи с "семи- сотпятидесятилетием Калининграда". На семнадцати авто­бусных остановках вдруг (одновременно с перепрофилиро­ванием целого ряда продуктовых магазинов в игровые сало­ны) выросли киоски - звенящие монетами, манящие пере­ливами огней. И сразу же "обросли" стайками людей, отре­шенно и зачарованно следящих за мельканием барабанов. В Калининград пришла лудомания.

"КИТАЙСКИЙ СИНДРОМ" В ДЕЙСТВИИ

Считается, что такой диагноз впервые в мире был поставлен в 1928 году. Как массовое явление лудомания появилась в 60-х годах XX века под названием "китайский синдром", когда Юго-Восточная Азия не смогла устоять перед увлечением азартными играми. С 1994 г. как рас­стройство зависимости под кодом F63.О она была включена в списки заболеваний на место вычеркнутого: гомосексуа­лизма: «расстройство заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, доминирующих в Жизни субъекта и ведущих к снижению социальных, про­фессиональных, материальных и семейных ценностей». По данным Национального научного центра наркологии Минздрава России, «лудомания лечится труднее, чем алкоголизм и наркомания, а ее социальные послед­ствия могут быть не менее губительными». Заболевают ею люди от 21-35 лет. Чисто российский штрих - внуши­тельная армия пенсионеров. Играя в надежде хоть на какое- то облегчение существования, они часто пересказывают друг другу истории, что кто-то выиграл "целые тыщи", увы, не вспоминая о пенсионерке, проигравшей за месяц 20 тысяч. Среди них очень высок процент самоубийств. Эта старушка приходит в центральный универсам Липецка к игровым автоматам каждый день - с той разницей, что 20-го числа у нее в руках пенсионные две тысячи, которые в 5-рублевом виде быстро перекочёвывают в "столбик", а в остальные дни она выпрашивает мясные обрезки у продав­щиц и глазеет на чужую игру...

Игроманы сутками обходятся без еды и сна, когда играют. Вне игры у них происходит нечто подобное ломке или похмелью - психологическая абстиненция, иногда во время игры возникают ощущения раздвоения личности, случаются провалы в памяти, наблюдаются приступы панического страха, признаки общей депрессии, суици­дальные попытки.

Официальной статистики заболеваемости лудоманией пока нет, но прогнозируется ее вал всего через несколько лет. Еще прошлой осенью Минздрав объявил о 300 тысячах зарегистрированных в Москве случаев, придав ситуации статус эпидемии. Среди заболевших около 90 процентов мужчин, но число женщин растет, и, учитывая традицион­ную сложность их излечения, впереди ещё одна социаль­ная катастрофа.

ИГРА – ЭТО НАША ЖИЗНЬ ИЛИ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ?

Около месяца прошло с тех пор, как 12-летний школь­ник из Екатеринбурга скончался от ишемического инсуль­та, возникшего после многочасового "просиживания" за компьютером. Напомним, что с начала школьных каникул Мальчик практически переселился в компьютерный клуб и проводил в виртуальных сражениях по 10-12 часов в сутки.

Врачи до сих пор не пришли к единому мнению о при­чине столь редкого диагноза в педиатрии. Одни говорят,что кровоснабжение головного мозга ребёнка нарушилось на фоне продолжительного эмоционального стресса, спрово­цированного многочасовой игрой на компьютере. Другие уверенны в том, что компьютер никакого вреда здоровью не мог принести, и виной всему скрытая патология мозга.