«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

B.C.: Если он уже заболел, то другого пути не сущест­вует. Выздороветь самостоятельно практически невозмож­но. Я знаю только двух человек, которые уже не играют, один - два года, другой - три года, самостоятельно без какой бы то ни было помощи. Правда, один из них не играет вынужденно, он разорился полностью. Во всяком случае, он начинает работать, появляются деньги и, Слава Богу, он не играет. Это без всякой помощи. К сожалению, у всех остальных без медицинской помощи очень часто возникают срывы, и происходит возобновление того же самого. Поэто­му, если сын тяжело заболел, то матери надо всеми возмож­ными путями, объясняя ему, уговаривая, показывая раз­ные варианты и примеры, организовывать ему консульта­цию у специалиста. Если с этим специалистом будет найден общий язык, а, как правило, с людьми, страдающими игровой зависимостью этот язык удаётся установить, то дальше сотрудничество становится более простым. А тот вопрос, который я ожидал и который мне кажется более сложным: на что надо обратить внимание до? Когда он уже заболел, уже мало у кого есть сомнение, что он заболел. Все деньги уже спущены, он - только и находится в игровых автоматах! На что стоит обратить внимание, чтобы предпо­ложить, а не заболел ли он? Если у ребенка ухудшается успеваемость (это стандартные моменты, если мы говорим о подростке в школе или студенте), возрастают траты денег, пропадают деньги из дома, появлется новая компания друзей, где стержневым, связывающим звеном являются автоматы или казино. Если в семье есть доверительные отношения, он позволяет себе описывать свои ощущения. Также налицо нарушения ночного сна, они часто связаны с тем, что играют допоздна, потом днём спит; частые воспо­минания об игре, отсутствующий вид. Все эти моменты должны насторожить. Нужна консультация специалиста, психолога специализированного, психотерапевта, психиат­ра. Пусть этот специалист скажет, что нет проблемы, что мать преувеличивает, нет никакой зависимости, нет ника­кой опасности. Хорошо. Но если он найдёт момент зависи­мости, то он его найдёт на начальных этапах, когда многое можно ещё сделать.

Г.С.: Спасибо, Виктор Александрович, надеюсь, что после нашего эфира количество игроманов, патологи­ческих игроков уменьшится.

B.C.: Хотелось бы в это верить.

февраль 2005 г. Радио "Эхо Ростова"

http://www.echorostova.ru/interviewj292 htmlВЫРВАТЬСЯ ИЗ ПЛЕНА ИГРОМАНИИ

...Мой личный опыт помощи зависимым людям свиде­тельствует: причина того, что человек становится одержи­мым той или иной зависимостью состоит в том, что он отказывается от высоких духовных устремлений и усвоил эгоцентричный образ жизни, идущий вразрез с велениями совести. Такая жизненная позиция обусловливает характерные изменения в поведении и эмоциональном состоянии человека - он предается власти гедонистических влечений. То есть смысл жизни связывает в первую очередь с получе­нием удовольствий как лекарством от совести. Соответ­ственно исцеление от различного рода игр, алкоголизма, наркомании, блудной страсти возможно только в случае изменения образа жизни. Под ним подразумевается в первую очередь активная работа зависимого человека над собой, конечным итогом которой становится формирование нового одухотворенного сознания и поведения.

Ориентируясь на святоотеческий опыт, можно сказать, что проблема преодоления любой зависимости (в том числе и игромании) решается только тогда, когда человек подни­мается над собственным духовным невежеством, работает над преображением своей души, конструктивно меняет себя и свое мировоззрение. Только в плоскости телесной, социальной и психической проблема игромании не разре­шима. Ее можно преодолеть, если подняться на высший, духовно-нравственный уровень понимания человеческого бытия. С этого уровня человек получает свободу изменяться к лучшему, быть иным, быть собой, обрести радость здоро­вой жизни.

Православный опыт помощи людям, зависимым от игр, убедительно свидетельствует о первичности духовно- нравственного начала в человеке. Никакие медицинские препараты и психотерапевтические приемы не помогают, если страждущий от игромании не идет путем духовного оздоровления. Православные программы реабилитации, основанные на различных элементах религиозной церков­ной жизни, позволяют человеку не только преодолеть свою страсть, но и усвоить духовные законы, которые смогут надежно оградить его от иных дурных пристрастий, нрав­ственного разложения и духовного опустошения.

Все игроманы, которые обращались к нам за помощью, говорили о пустоте, терзающей их души. О чем идет речь? Святитель Феофан Затворник поясняет: «Образовавшаяся в человеке пустота через отпадение от Бога непрестан­но возжигает в нем ничем не удовлетворяемую жажду- неопределенную, но непрестанную. Человек стал без­донной пропастью; всеусиленно заботится он напол­нить сию бездну, но не видит, не чувствует наполне­ния. От того весь свой век он в поте, труде и великих хло­потах: занят разнообразными предметами, в которых чает найти утоление снедающей его жажды. Предметы эти поглощают его внимание, все время и всю деятель­ность его. Они - первое благо, в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключи­тельно целью, никогда не бывает в себе, а вне себя, в вещах, сотворенных или изобретенных суетой».*

Как мы видим, в духовном и нравственном ниспадении людей заключается главная причина того, что они оказы­ваются в плену пристрастий. Одно из них, весьма злокаче­ственное, именуется игроманией. Как вырваться из этого плена?

Когда человек достаточно долго предается страсти к играм, происходят ужасные вещи, которые трудно понять тем, с кем они не случились. Игра становится главной цен­ностью его жизни. Или одной из самых главных. Она

* Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. — М. Отчий дом, 1997. с.13-14.

засло­няет собой почти все. Многие ценности, которые были зна­чимы или к которым игроман стремился всеми силами души, вдруг отходят на второй план, на третий, а то и вовсе скрываются за горизонт устремлений. Человек перестает быть самим собой. В игре он живет, а в жизни играет.

Что и кто скрывается за пагубным пристрастием к играм, четко отражено в письме М. Ю. Лермонтова, не избежавшего гибельного увлечения. Поэт признавался своему другу: «Когда я играю, я чувствую бестелесного дьявола, притаившегося за моими плечами». И тому же Лермонтову принадлежит жесткая констатация: «Азарт­ные игры - это сети, в которые сатана ловит души».