преподобный Ефрем Сирин-О ТОМ, КАК МОНАХУ БЫТЬ СОВЕРШЕННЫМ-Прошлого года приходили ко мне некоторые и просили сделать

Постарайся иметь Божию благодать, озаряющую твой ум, чтобы не быть тебе осмеянным; услуживай ей, как своему хранителю, чтобы оскорбленная тобою не оставила тебя; чти ее как наставника в невидимом, чтобы (в отсутствии ее) не претыкаться тебе, как во тьме; без нее не решайся начинать подвиг, чтобы не умереть тебе позорно; без нее не вступай на путь добродетели, потому что змий злоумышляет против тебя, с нею только приступай к попечению о душе, потому что многие обольщают ум свой подобием добра. Если она не с тобою, когда плывешь морем, то бесполезны будут труды твои. Если не умащает она тебя, когда идешь против врагов, то много потрудившись, со стыдом будешь плакать. Если не будет ее с тобою, не узнаешь коварства змия. Будь готов повиноваться; потому что все покажет тебе она в ясности. Будь внимателен к ее завету; и скорее избавишься от забот. Введи ее к себе для сожительства; и доставит тебе непостыдное общество. Постарайся иметь ее сестрою себе, как сказало Писание (Прит.7:4); и укажет тебе путь к Отцу твоему, соделает тебя сыном Всевышнего. Если сделаешь ее сестрою своею, как матерь даст тебе сосцы свои, и как младенца охранит тебя от злоумышленных, воспитает тебя, как беззаботное дитя, и образует из тебя совершенного мужа. Вверься нежной любви ее; потому что она начало всякого стяжания. Ты пока не видишь еще любви ее; потому что младенцы, сосущие млеко, не знают матерней попечительности. Будь долготерпелив, предоставь себя воле ее, и тогда уразумеешь ее благодеяния. И дети не знают, как их воспитывают, но, возрастая, приходят в удивление, когда возмужают, и естественные расположения обращают в произвольные. И ты, если будешь ждать, узнаешь пользу.

Научись из примера Иосифова. Когда Иосиф пас стада, благодать не вдруг возвела его на высоту, но обучала его многими предварительными уроками. Юноша не знал, что будет, но предоставлял все ей, как она хотела. Когда возложила на него венец, как на царя, тогда постиг ее пользу. Когда вверила ему престол владычества, тогда познал свой плен, и что у нее был под испытанием. Как матерь обучает рукоделию; так и его благодать терпением обучила благочестию; как учитель наказует своего сына; так благодать томила его в рабстве. Как отец бьет сына, чтобы стал мудрым; так благодать ввергла его в скорби. Он держался прекрасных ее внушений, и она почтила его как первородного сына. Благодать показала, каких он свойств, и соделавшегося сыном поставила царем. Сама с ним царствовала; почему до конца преуспевал он. Не оставила его во время его начальствования, потому что и он в нужде возлюбил ее завет. Вразумление ее принимал, как от матери; и потому наследовал ее благолепие. Переносил гнев ее, как от учителя, и стал мудрым учителем невидимого. Не знал, что касается кого-нибудь в частности, и, послушавшись ее, узнал, что простирается на всех вообще человеков. Что она делала, того не знал; и под конец давал советы царям, что им делать. В каком положении сам он, то было ему неизвестно; а потом возвещал, в какое время что будет со всеми людьми. Не постигал, сколькими проходил сам путями; и ясно отвечал, сколько и каких пройдет лет.

И что без благодати никто не знает невидимого, сие покажут опять его же деяния. Мудры были Египтяне, но, не вступив в союз с нею, стали глупыми. Думали о себе, что знают и невидимое, как волхвы; но оказалось, что знание их повито тьмою. И Павел сказал, что есть духи злобы (Еф.6:12), желая научить нас, что и они имеют ведение о невидимом, но не твердое, потому что ничего не познали в совершенстве.

Еще научаемся из примера Иосифова, что благодать Божия побеждает нашествия всех сил невидимых. От нее ничто не сокрыто; и потому, кто имеет ее, тот не потерпит вреда. Она не может также утаиться, потому что есть свет, и не потребляется тьмою. О подобных Иосифу говорит и Павел, что духовный востязует вся, а сам той ни от единаго востязуется (1Кор.2:15). Если бы знали мы, каков суд Божий; то осудили бы суд мирской. Египтяне - учители младенцев; но Иосиф показал, что они не могли быть и учениками. Если они, учители, неразумны и несмысленны. то тем паче их ученики. Не имея силы, сложили они благозвучные слова. И блудные жены, не имея красоты, употребляют для обольщения наряды. Иосиф, будучи не книжным юношею, при помощи Божией благодати, препобедил старцев египетских. И Апостолы были не ученые и не книжные, но преодолели многоречивых фарисеев, сказав: сами судите, справедливо ли не говорить, что знаем и не делать, чему научились к исцелению людей (Деян.4:20); и те умолкли. Та же благодать была и во святых; ибо Христос сказал, что Дух Святый, пришедши [3], научит всему (Ин.14:26). И Апостол говорит, что имеем Духа Божия, и потому знаем все (1Кор.2:12). Он сказал: не имеем духа мира, давая нам знать, что мудрецы египетские, наученные сим духом, ничего не познали: и миру приписал дух, потому что и о людях и о животных говорится, что имеют душу. Именование: дух, собственно принадлежащее Богу, не служит в предосуждение благодати Божией; не по именованиям познаются дела, но по делам наименования.

Уразумейте из примера праведного Иосифа, что в искушениях должно вам познавать благолепие благодати. Знаю, что многие желают стать ее сынами, но надобно не желать только, а готовиться. Знаю, что многие наименовались ее сынами по вере, но наследниками ее делаются не многие, по причине своего нерадения. Не всякий, возмужав, почитает матерь свою; так и благодать, хотя воздоила многих, но редкими бывает чтима. Не всякий разумеет болезни рождающей, и труды воспитывающих; так и из нас не многие благодарны за ее благодеяние.

Если желаете знать, в чем дело благодати, то пусть опять будет нашим путеводителем Иосиф. Как матерь, промышляет он о всех, и о добрых и о худых; потому и Египтян снабжал пропитанием. Благодать не много имеет таких наследников, с которыми может вместе радоваться; если живут беспорядочно, она терпит; если нечествуют, отвращается, впрочем не заключает своего недра, чтобы мы не умерли. Если с неблагодарными такова; то почему боимся ее сообщества? Если к оскорбителям милостива; то почему не возьмем себе в мысль, что на любящих ее изливается она вся?

Не будем впадать в уныние, когда она скрывается; не будем нерадивыми искушаемые, когда она вразумляет. Знает она, что полезно; и природа наша известна ей; знает меру каждого, и столько дает к наслаждению. Медлит благодеянием, скрываясь от нас, для нашей же пользы. Терпит, когда на нее ропщем, и, как врач, не дает больным хлеба и вина. Поймите, что говорю, чтобы не тратить времени на объяснение того, что само собою явно: какая это благодать, какая природа, какое знание, какое произволение, какое утверждение, какое причастие. И Павел сказал, что разделения дарований суть (1Кор.12:4), и что даются они на пользу. Поэтому не будем вдаваться в неверие, не приемля; и приемля, не будем домогаться подобного, и приходить в недоумение по причине различия, думая, что не одна и та же благодать; но будем обращать внимание на времена, на людей, на нравы. Не властвует теперь Египтянин, не страждет голодом Хананей, нет праведного Иакова, нет рода израильского, долженствующего выйти из Египта и наследовать землю ханаанскую; нет братьев пастырей, нет купцов мадиамских, нет Иосифа, которому бы сообщались вдохновения в сновидениях, Из прочих книг Писания уверяемся, что благодать одна и та же, и что вера одна и та же. Если бы все было однообразно, могли бы мы подумать, что распоряжается не промысл, но природа. Но как Авель сподобился благодати, так что и по смерти кровию своею беседовал с Богом, а Енох преложен, чтобы не видеть смерти, и Ной благодатию спасен от потопа; так и в настоящем состоянии велико различие дарований, потому что и произволение различно.

По благодати будем заключать и об испытании. Не все впадают в одни и те же искушения; потому что не все достигают одинакового разумения. Об одном венце состязуются, но подвизаются и борются различно. Из примера плавающих по морю уверьтесь, что море одно, но в образе плавания бывает разность. Все корабли одинаковы, но, пользуясь попутным ветром, одни подверглись опасности, а другие спаслись от крайних опасностей. Многие корабли, плывя одним ветром, не одинаковую имеют скорость. Местоположение, прибрежные горы, приводят в движение и ветры и волны, и полагают препятствия или помогают искусству кормчих. Имеют на это влияние и самое устройство кораблей; и парус, и малейшая часть руля. Так из всего делается для нас явственным ваше состояние.

Поэтому, если не достает чего в сказанном, сами дополните. А я, как невежда в искусстве, что знал, то и написал из любви к послушанию; по этой любви и решился на сию опрометчивость; но думаю, что при вашем ходатайстве, никто не будет порицать меня. Поелику не мог отказаться, то вошел отчасти в исследование; но не удивительно, если, желая сказать точнее, в ином и преткнулся. Не отрицаю в себе немощного естества, не хвалюсь делами, не требую подражания; слово мое к вашим услугам. Если жизнь не подтверждает слова моего; то вы воспользуйтесь напоминанием. Пусть слово будет зеркалом обычных ваших деяний, и в нем, как в прозрачном веществе, увидите невещественную вашу добродетель. Дивитесь, узнавая при чтении себя самих: отыскивайте ошибки писавшего; недостатки слова исправьте делом, обличайте невежество изображавшего черты добродетели; изъявляйте свое презрение к описывавшему совершенные деяния несовершенным словом; но примите во внимание усердие, и не укоряйте за неведение; замечайте неопытность, и не отвергайте того, что сделано. Вы наделите меня, чем сами обилуете несомненно. Снабдите щедро прилежными молитвами и отеческою любовью, которыми вы богаты; потому что я и при скудости не отказал вам в беседе, и хотя сам беден, дал в заем богатым. Не желаю уплаты всего долга, а прошу вознаграждения; домогаюсь не похвал, но молитв; хочу не плату получить, но удостоиться милости. Не знаю, соответствует ли дело мое вашему приказанию, но представляю себе, что желая меня снабдить, велели мне сказать слово, тогда как сами не имели нужды в напоминании. У кого целый источник, тому не нужна капля. Кто пасет целое стадо, тот не нуждается в молоке. Кто преломляет хлеб, тому нет нужды в крохах. Кто держит свой пчельник, тому не нужно узнавать от других, какой у меда вкус. Кто владеет бисером, тот не будет утруждать себя для жалких оволов. Уделите мне плодов вашего делания, потому что вам отдан рай. Снабдите меня душевною пищею, - вы, питающиеся плодами древа жизни. Как все видимое временно, так и слово мое к вам. Но вы сделаете его вечным, потому что делами своими сообщите ему вечное пребывание.

Примечания:

1. Славян, перевод показывает, что вместо ??????????? надобно читать здесь ?????????.

2. По изданию Ассемана здесь оканчивается Слово, а следующее составляет особое Слово под заглавием: ???? ??? ????? ???????. Т.III. р.42.

3. Славянский перевод показывает, что вместо ???????????? надлежит читать ?????????????.