Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу Исход-Во второй книге Исход исчисляются семьдесят душ, вошедших с Иаковом

Глава 10

(1) Рече же Господь к Моисею: вниди к Фараону и не страшись гордости его. Аз бо ожесточих сердце его в терпении казни. В руки твои отдал Я его, чтобы изведал ты покаяние его не потому, что неизвестна Мне лживость его (ибо Я наперед говорил тебе, что Фараон не послушает вас), но чтобы совершились над ним знамения, о которых бы рассказывали в последующих родах ваших. И сказал Моисей Фараону: (4) если не отпустишь люди моя, се аз наведу пруги, (5) и поядят весь останок, оставшийся после града. (7) Рекоша же раби Фараоновы к нему: долго ли будем мучиться, удерживая этот народ? Пусть идут и принесут жертву Господу Богу своему, чтобы и мы сами не были поражены так же, как истреблены поля и стада наши. Или не знаешь, что весь Египет стал пустынею? И сказал Фараон Моисею: (8) идите, но если возьмете с собою все имение свое, то опасаюсь, что кто-нибудь из царей причинит вам зло. - Если бы охранял ты народ от зла, то не делал бы ему зла в собственной земле твоей. Если бы удерживал его по любви; то не отягощал бы его жесточайшим игом, запрещая давать ему плевы. Конечно же народ, с которым Сам Бог, творящий все чудеса, не боится брани с человеком. Навел Моисей пругов, истребили они траву, и все, что осталось после града; и сказал Фараон: (16) согреших пред Господем, и к вам, (17) простите убо мой грех еще ныне. Если бы Фараон был ожесточен, то не сказал бы сего; ибо ожесточенному сердцу чуждо покаяние. А если поражаемый умоляет, избавляемый же упорствует; то значит, что он свободен; то и другое свидетельствует, что он властен над самим собою.

По слову Моисееву пруги исчезли, как скоро Фараон начал раскаиваться. Но поелику поколебался он в своем намерении; то Моисей наводит на весь Египет тьму, продолжающуюся три дня и три ночи. Евреям же (23) бяше свет, чтобы получили они успокоение от трудов и собрали все свое имущество, готовясь к исшествию. И сказал Фараон Моисею: (24) идите с женами и детьми, и послужите Господу; оставьте только имущество свое в удостоверение, что возвратитесь. Моисей отвечал: не многочисленны стада наши для великих жертв, какие должны мы принести Богу нашему; поэтому (25) и ты должен на жертву Богу нашему дать нам своего скота, если только остался у тебя; (26) мы же не вемы, что будем приносить в жертву Богу, пока Сам Бог не отделит угодного Ему из стад наших. (27) Ожесточи же Господь сердце Фараоново и не восхоте отпустити народ. Если Бог ожесточает сердце, то в сердце, которое ожесточает Бог, не может происходить перемены. Если же Фараон, терпя наказание, говорит: отпущу, а по миновании казни удерживает и не отпускает Евреев, то, значит, ожесточение сердца его было не от Бога, но от внутреннего расположения, по которому во время наказания готов он соблюдать заповедь, а как скоро получает облегчение, попирает законы.

Глава 11

И сказал Бог: (2) да испросит кийждо у соседа своего сосуды златы и сребряны: потому что в полночь умрут первенцы египетские и первенцы скотов. (6) И будет вопль во всей земли Египетстей, подобный воплю, какой был в домах Евреев, когда младенцев их бросали в реку. (4) И рече Моисей: сия глаголет Господь: в полунощи Аз вниду в Египет, и измрет всяк первенец в земли египетстей. (18) И приидут отроцы твои ко Мне, и скажут Мне: отыди Ты и людие сии: и по сих отыду. Поелику казнь, подобная той, какой подвергнут был Фараоном народ еврейский, была не в начале; то по сему самому Бог поставил Фараона в противление.

Глава 12

(2) Месяц сей первый будет в месяцех лета, (3) и в десятый день месяца сего до возмет кийждо овча по дому. (6) И будет соблюдено даже до четвертагонадесять дне: и заколют то к вечеру. (7) И помажут кровию его на обою подвою, и на прагах в домех, в нихже снедят тое. Агнец есть образ Господа нашего, Который в десятый день месяца Низана низшел в утробу Девы. Поелику от десятого дня седьмого месяца, в который Захария приял благовествование о рождении Иоанна, до десятого дня первого месяца, в который Ангел благовествовал Марии, протекло шесть месяцев: то Ангел сказал Марии: сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды (Лк.1:36). Итак, в десятый день агнец заключен, а Господь зачат; в четырнадцатый же день агнец заклан во образ Господа распятого на кресте; и опресноки, которые надлежало снедать с горькими травами, изображают новое таинство Господне, в горести и скорби приемлемое причастниками оного. (11) Чресла ваша препоясана и сапоги ваши на ногах ваших. Сие изображает новый сонм учеников, готовый идти и проповедовать Евангелие. Жезлы в руках ваших. Это - кресты на раменах Апостолов. И стоя на ногах ваших; потому что неприлично Тело живое принимать сидя. (45) Всякий пришлец да не яст от него: ибо некрещенный не вкушает Тела. (10) И кости не сокрушите от него. Ибо, хотя руки и ноги у Господа нашего пронзены были гвоздями, и ребро прободено копьем, но кость не сокрушена у Него.

В полночь умерли все первенцы египетские, и всякий в доме своем плакал о первенце своем, начатке сынов своих. Как река наполнялась первенцами еврейскими; так гробы египетские наполнились первенцами египетскими. И призвал Фараон Моисея и бывших с ним, и сказал им: (32) идите взяв все, что есть у вас, благословите же и мене. Моисей говорил о рабах Фараоновых, что будут просить его об исшествии; но на деле видно больше того, что сказал он, потому что вместо рабов сам Фараон просит его идти, даже понуждают идти Египтяне, не потому что раскаялись; но из опасения так же погибнуть, как погибли их первенцы. (37) Воздвигошася же сыны Израилевы от Рамессы шесть сот тысящь мужей, и остановились в Сокхофе. (40) Обитание же сынов Израилевых, иже обиташа в земли египетстей, лет четыреста тридесять. Сие число лет должно считать не со времени вшествия Иаковлева во Египет, но со дня, в который Бог постановил завет с Авраамом. Народ еврейский взял с собою корысти египетские, а Моисей кости Иосифовы, и вышли они из Египта вооруженные. С сего времени Бог осенял их во дни облаком, а в ночи столпом огненным.

Глава 14

(5) И превратися сердце Фараоново и рабов его, и рекоша: что сие сотворихом? После всех казней, поразивших нас, мы дозволили Евреям уйти, когда похитили они сокровище и одежды наши. Лучше нам умереть, нежели на посмеяние Евреям отдать царство египетское. Посему, вооружаются и идут в надежде избить народ еврейский мечом, и взять его и свои сокровища. И Фараон пошел с воинством своим на Евреев, они же (8) исхождаху рукою высокою, с серебром, с золотом, с одеждами, с стадами, в крепости сил, как Бог обещал Аврааму (Быт.15:14). Сыны Израилевы, увидев Египтян, (10) убояшася. Но ужели так много было Египтян, чтобы шестьсот тысяч Евреев убоялись их? У Евреев ослабели руки от того, что с ними были жены, дети и стада. Ибо кому было оберегать жен их, кому охранять стада их? Тогда сказал им Моисей: и здесь, как в Египте, (14) Господь поборет по вас, вы же умолкните.

(15) И рече Господь к Моисею: что вопиеши? И без прошения твоего готов Я сделать это народу твоему. Ударь по морю, (16) и расторгни е жезлом твоим, который есть образ креста. (17) И се Аз ожесточу сердце Фараоново, то есть, не остановлю дерзости Египтян, потому что, когда увидят они новое чудо - разделившееся море, не сознают своей виновности. И прославлюся, истребив Фараона и все его воинство. (18) И увидят Египтяне, прежде нежели погибнут, яко Аз есмь Господь. Сие и показали они, сказав: (25) бежим от лица сынов Израилевых: Господь бо поборает по них на Египтяны. И Ангел взял (19) столп облачный от лица сынов Израилевых, и поставил его (20) посреде полка Евреев и Египтян; и облако, которое днем осеняло Евреев, когда ночью поставлено оно было между тем и другим полком, для Египтян произвело тьму, подобную той, какая была у них три дня и три ночи, Евреям же от освещавшего их столпа огненного бяше свет. И сие было, чтобы привести в ужас Египтян и ободрить Евреев. Ибо, если бы Египтяне обратили внимание на сию тьму, то не осмелились бы войти в море. Над морем, которое могло быть разделено в одно мгновение ока, чтобы привести Египтян к покаянию, (21) всю нощь трудился сильный знойный ветр, и сотвори море сушу. (23) Погнаша же Египтяне в след Евреев; не убоялись тьмы, бывшей между ними и Евреями, не устрашились разделившегося моря, но в ночное время, по дну разделившегося моря, вооруженною рукою преследуют народ, который предшествует им водимый столпом огненным.

(24) Бысть же в стражу утреннюю, явил Себя Господь Египтянам, и смяте их, (25) и связа колеса колесниц их для того, чтобы или не преследовали народ, или не убежали из моря. Но они не устрашились Господа, Который явил Себя им, не обратили внимания на то, что колеса у них связаны, но усиливались влечь колесницы свои с нуждею. Поелику, когда море было разделяемо, написано, что Моисей поднял руку свою на море, а когда надлежало возвратить море в место его, написано, что Моисей опустил руку свою на море; то вероятно, что с разделения моря, пока не перешел весь народ, рука Моисеева была простерта, как и после, во время битвы с Амаликитянами. (27) И истрясе Господь Египтяны, (28) и не оста от них ни един. И увидели Евреи тела мертвых Египтян на берегу морском, как прежде видели Египтяне тела детей Еврейских на берегу речном. И ради того, что было в Египте и в море, (31) вероваша людие Богу и Моисею угоднику Его.

(32) И воспе Моисей и сынове Израилевы песнь сию Господеви; то есть, Моисей пел, весь же народ повторял за ним.

Глава 15