Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу -пророчества Захарии-Глава 3 -(1) И показа ми Господь Иисуса Иерея великаго,

(9) Руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам. В смысле историческом и прообразовательном Пророк говорит здесь о Зоровавеле, руками которого храм иерусалимский воссоздан и совершен в течении сорока лет по возвращении из плена. В смысле же духовном и действительном Пророк говорит здесь о Христе, Который по человечеству произошел чрез Зоровавеля от семени Давидова. А под образом храма Пророк представляет Церковь, верою созидаемую у всех народов, которые уверовали во Христа, и освободившись от диавола и смерти, совокупились во единый храм, то есть Церковь Христову.

(10) Седмь сия очеса Господня суть, призирающая на всю землю, то есть те семь очей, которые видишь на камне, представляют собою семь народных правителей, которые, повинуясь воле Божией, исполняют свое служение, как надлежит праведникам. В смысле духовном семь очей Господних, призирающих на всю землю, манием Господним поддерживаемую, означают семь действ Святого Духа, в которых являет Он присутствие Свое. И увидите камень отвеса в руку Зоровавеля, то есть вы, Иудеи, увидите камень отвеса, сделанный из олова, какой строители зданий употребляют для определения прямизны стен здания. В смысле духовном сими словами Пророк выражает, что Иудеи увидят силы и знамения, совершаемые рукою Зоровавеля. А по моему мнению сей камень означает Духа Господня, ибо в след за сим сказано: седмь сия очеса Господня суть.

(12) Щипцы изливающие злато. Это уста священников и царей, когда они возвещают истину.

Глава 5

(1) Видех свиток летящ, (2) в долготу лактей двадесяти и в широту десяти лактей, (3) и рече мне: сия клятва исходящая на лице всея земли, истребить землю за грехи обитателей ее. Сказанное Пророком о виденном свитке указываете на воплотившегося Эммануила, Который вознесен был на крест. Если же кто возразит на сие, что Пророк говорит здесь о клятве, то да вразумят его слова Апостола, сказавшего: Христос был по нас клятва (Гал.3:13). Тем, что долгота и широта свитка, взятые вместе, составляли тридцать лактей, и что земля иудейская была в запустении семьдесят лет, представляется нам таинственное изображение того греха, какой учинили Иудеи, дав предателю тридцать сребренников, и того вечного запустения, какое постигло Иерусалим по предсказанию о сем Даниила (Дан.9:27).

(3) И рече: зане всяк тать от сего даже до смерти отмщен будет, т.е. подвергнется праведному осуждению.

(4) И изнесу его, глаголет Господь Вседержитель, и внидет в дом татя, и скончает древа его, и камение его. Сии слова указывают на ту цель, какую имел в виду Пророк. Евреи по возвращении из плена, хотя снова слышали закон от священников, возвещавших им оный, но слушали с заткнутыми ушами, и дозволяли себе татьбу, клятвопреступления, обман, по своей воле изъясняли заповеди Господни, говоря: "мы не грешны, потому что нищетою и бедностью вынуждены быть татями и обманывать; а кто бываете татем и обманывает по бедности, с того Бог не взыщет". Посему-то Бог показал посланный от него летящий по воздуху свиток, на котором написано было наказание татям и клятвопреступникам.

(5) И еще показал мне Ангел, глаголяй во мне, и рече ко мне: (6) сия мера, на которой неправда всей земли. (7) И се талант оловян вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. Под образом меры в таинственном смысле показывается число, тяжесть и мера грехов человеческих, как и в другом месте Писания читаем: не бо исполнишася греси Аммореев (Быт.15:16). И Господь наш говорил Иудеям: и вы исполните меру отец ваших (Мф.23:32). Ангел, показав Пророку меру, сказал, что в ней заключаются беззакония человеческие. Объяснена также и причина сего видения. Сыны Израилевы по возвращении из плена, терпя бедствия от окружающих народов, в малодушии говорили: "грехи наши и грехи отцов наших доныне еще на нас, Бог не показывает нам милосердия, не истребляет врагов, причиняющих нам вред, и не избавляет нас от них. Для чего же нам мучить себя напрасным трудом? Для чего возобновлять город и храм? Если и захотим воссоздать их; то враги воспрепятствуют нам в этом, ведя с нами непрестанную брань". Посему-то Бог показывает Пророку меру и седящую посреде меры жену, которая изображала собою беззакония, и в то же время открывает, что жена не останется в Иудеи, но будет отнесена в Вавилон, где страдали сыны Израилевы: там создадут ей храмину, там останется она, пока не придет время погибели и истребления, предназначенных ей. Впрочем, хотя сказанное о жене изгнанной и перенесенной навсегда в Вавилон ближайшим образом указывает на частное Божие определение об истреблении грехов Израильтян, но теми же словами таинственно назнаменуется и истребление грехов всего мира. Камень оловянный, вложенный в уста жены, представляет нам Господа нашего, Который заключил и заградил уста греху, чтобы более не поглощал он души живых.

(9) И се две жены исходящия, и дух в крилех их. Две жены, взявшие грех и перенесшие его в Вавилон, изображают нам Божественную правду и отмщение; в ином же смысле изображают они Апостолов и Пророков, которые на крылах своих подъяли грех и ввергли его в мысленный Вавилон.

Имяху крыла, яко криле вдодовы. (10) И рех: камо сия относят меру? (11) И рече ко мне: создати ей храмину в земли Вавилонстей, и уготовати, и положат ю тамо. Крыла жен, подобные крылам аиста, изображают царство иудейское и израильское, которые, по своему изволению и злому обычаю, неукротимо стремились к грехам. И Пророк показывает, что они, при всяком удобном случае, спешат и как бы на крылах летят ко лжи и к идолослужению. Ангел ответствует: создати ей храмину в земли Вавилонстей. Сим означается, что нечестие и идолослужение Иудеев, хотя рукою Апостолов и Пророков будут изгнаны от них, однако же частью останутся у них, и продолжатся до пришествия антихриста, который будет царствовать в земле вавилонской.

Глава 6

(1) И показал мне четыри колесницы исходящия из средины двоих гор, горы же те беша горы медяны. По моему мнению, видение четырех колесниц сходно по значению с видением четырех животных херувимской колесницы (Иез.1), и с тайною четырех рек исходящих из эдема (Быт.2:10-14).

Таинственное значение сего видения объяснил Ангел, сказав: (5) сия суть четыри ветри небеснии. Под образом четырех ветров небесных представлены четыре царства, которые правдою Божиею употреблены будут для наказания людей за грехи их, и, подобно ветрам, встретившись друг с другом, погибнут от столкновения. Они предстоят Господу всея земли, то есть готовы идти всюду, куда будут посланы.

(2) И видел, в колеснице первей кони рыжи; это - Вавилоняне, основавшие первое царство; во вторей кони врани; это Персы, идущие на землю вавилонскую. (6) И белии исхождаху в след их; это Македоняне; ибо два сии народа, Персы и Македоняне, ниспровергли царство вавилонское и разорили самый Вавилон. И такие образы представлены были Пророку в откровении, чтобы ободрить малодушный народ иудейский и уверить, что в последствии им не страшны будут Вавилоняне. И пестрии исхождаху на землю южную, то есть к народам обитавшим на юге, - к Идумеям, Аравитянам и Египтянам. Под образом коней пестрых представлены вожди народа иудейского, цари римские и другие чуждые народы, от которых потерпели поражение народы южные, то есть Идумеи, Аравитяне и Египтяне, и которые отмстили им за то, что препятствовали восстановлению Иерусалима. Ибо известно, как много притеснений терпели из них Иудеи по возвращении своем из плена.